Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Дифференциация звуков С-Ш»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
  • Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].
  • Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
  • Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.
  • Закреплять навыки звукового анализа.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

  • Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
  • Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
  • Воспитывать желание помогать

Речевые:

  • Обогащать словарный запас детей.

Оборудование: колокольчик, письмо от Лунтика.

Демонстрационный материал:

  • 1 конверт: упражнения артикуляционной гимнастики.
  • 2 конверт: список слов.
  • 3 конверт: чистоговорки.
  • 4 конверт: стихотворение.
  • 5 конверт: задания

Раздаточный материал: карточки с изображениями, небольшие игрушки.

Организация и регламент занятия:

I. Вводная часть – 5 минуты.

II. Основная часть –23 минуты.

III. Заключительная часть –2 минута.

Ход занятия

1. Вводная часть

Дети с воспитателем стоят в кругу.

В: Ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга с помощью приветствия.

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся!

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой.

2. Основная часть

Воспитатель достает письмо с фотографией Лунтика.

- Ребята, нам написал письмо Лунтик, послушаем, что он пишет?

Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте, ребята! Пишу я вам с просьбой о помощи. Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Их я оставить у вас на столе. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

- Друзья, вы согласны помочь Лунтику? Тогда за дело.

Дети садятся на стулья:

1 конверт

(Сделать артикуляционную гимнастику):

Ветер дул, дул двери в домике то открывались то закрывались (открыть рот 3-5 раз),
Вышел язычок из дома и посмотрел направо – налево (Часики),
Потом потянулся к солнышку и лег на крыльцо (Лопатка),
Подул сильный ветер, язычок поежился и снова спрятался (Стрелка - узкий язычок)

2 конверт

Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

Определите звуки [С] и [Ш] на слух.

Если в слове есть звук [С], вы поднимаете руки вверх, а если есть зву к[Ш], хлопаете в ладоши.

Слушайте внимательно:

СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС, КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

- Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

3 Конверт

Упражнение на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове. (на мольберте воспитатель, дети за столом индивидуально)

- А теперь наше следующее задание.

Слушаем внимательно стихотворение и запоминаем слова со звуком С (пес, попросил, кусочек) и Ш (шагал, большую, подошел):

Пес шагал по переулку, он жевал большую булку.
Подошел Щеночек, попросил кусочек.

- Где находиться звук С в слове ПЕС (в конце) значит ставим зеленый магнит в 3 окошко, следующее слово СПЕШИЛ (в начале) значит ставим магнит в 1 окошко, а в слове КУСОЧЕК (в середине) значит магнит в центре.

- Всем понятно, почему я ставлю зеленые магниты в то или иное окошко?

Слова для самостоятельного анализа детей: СКАЛА, КАСТРЮЛЯ, ГЛОБУС.

Молодцы, ребята, справились, переходим к 4 конверту.

4 Конверт

Ребята давайте отдохнем и выполним физкультминутку:

Физкультминутка: Дети встают в круг:

Выполнить все движения по тексту стихотворения (выполняется 2 раза)

Мишка косолапый по лесу идет (идем на месте)
Шишки собирает и в карман кладет (наклон)
Вот упала шишка прямо мишке в лоб (Встать, руки ко лбу)
Мишка испугался и ногою топ (разводим руки и топаем ногой)

- Как же здорово у вас получилось выполнить задание из 4 конверта. А теперь переходим к конверту 5, подойдите к столу, пожалуйста, мы продолжаем.

5 Конверт

- Дети, к нам пришли куклы Света и Шура .Они очень любят получать подарки, но подарки любят необычные, Света любит игрушки, в которых есть звук С, а Шура - со звуком Ш. Кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку и говорят, кому они хотят подарить игрушку и почему)

- Молодцы, порадовали Свету и Шуру, а теперь чаепитие: возьмем по чашечке с горячим чаем и подуем на него, молодцы, ребята.

6 конверт

- Игра «Звуковые домики» - А теперь ребята мы отправимся в гости к звукам С и Ш. Давайте посмотрим - домики пустые, заселим в дома жильцов?: в домик С, селятся изображения со звуком С, в домик Ш, со звуком Ш (дети берут карточки и говорят кого куда хотят поселить и почему) / Молодцы, ребята, справились отлично.

А теперь давайте присядем на стулья, чтобы выполнить следующее задание:

7 Конверт

Чистоговорки (сидя на стульях)

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно. (индивидуально, группой)

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.
СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.
Усь-Усь-Усь - на лугу пасется гусь.
Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши
ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.
Скороговорка (на стульях)
Саше дали кашу, а Глаше простоквашу.

(произносим разным темпом и с разной силой голоса. ХОРОМ И ИНДИВИДУАЛЬНО

- Друзья мои, вы большие молодцы! Давайте вспомним у кого в нашей группе есть имя со звуком С (Света, Вася, София, Марсель), а со звуком Ш (Паша, Тимоша)

- А теперь, ребята, соберем наши задания и отправим их Лунтику в конверте обратно, чтобы Лунтик тоже научился,

- Какие Звуки мы учились отчетливо произносить? (С] и [Ш) Только мне интересно, помогли мы Лунтику запомнить и отличать звуки [С] и [Ш]? (Да) Как мы поняли, что помогли Лунтику? (Отправили конверт с выполнеными заданиями обратно)

- Какие задания вам понравились больше? (ответы детей)

- А какое задание было самым трудным? (ответы детей)

- Какое у нас настроение? (Хорошее)

- Вам понравилось наше занятие? (Да)

Теперь Лунтик никогда не перепутает звуки [С] и [Ш].

3. Заключительная часть

Воспитатель – Итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.

- Произнесите звук Ш еще раз.

- А теперь произнесите звук С.

- Какое у нас настроение?

- Вам понравилось наше занятие?

Теперь Лунтик никогда не перепутает звуки [С] и [Ш].

Спасибо вам и от меня. Вы отлично поработали сегодня.