В Краснодарском Президентском кадетском училище реализуются различные виды воспитательных технологий, позволяющие решать разнообразные задачи патриотического, нравственного и других видов воспитания, направленные на формирование развитой, целостной личности.
Приоритетным направлением для кадет выбрано осуществление воспитания на основе исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.
Применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания имеет многолетний положительный опыт в педагогической практике. Однако следует отметить, что остается недостаточно изученной, и потому актуальной для проработки на практике, в том числе и на базе Краснодарского президентского кадетского училища, методика использования компьютерных игр-презентаций в системе внеклассных воспитательных мероприятий.
Мероприятие «Традиции народов Российской Федерации» проводится в форме игры, выполненной на базе программы PowerPoint. В ходе игры воспитанники отвечают на вопросы о традициях, обычаях, культуре, религии народов Российской Федерации. Представленное мероприятие было проведено с обучающимися учебного курса шестых классов училища с целью формирования толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мировоззрению.
Метод компьютерной игры-презентации выбран не случайно. Большое игровое поле, работающие гиперссылки дают возможность подать материал современно и интересно, активизируют внимание всего класса на содержании учебного материала. Помимо положительного воспитательного воздействия следует отметить, что полученные знания на игровых мероприятиях эффективнее усваиваются учащимися. Использованная технология, соревновательный метод позволяют мотивировать обучающихся на продуктивную работу во время мероприятия, и в полной мере достигнуть всех поставленных целей по формированию толерантности и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям
Поскольку для воспитанников шестых классов игровая деятельность не теряет своей актуальности, включение в процесс воспитания игровых элементов представляется необходимым и возможным при планировании процесса воспитания и прогнозировании его результатов.
Данная методическая разработка может быть адаптирована соответственно возрасту детей и рекомендована для использования педагогами кадетских, суворовских и нахимовских училищ на воспитательных мероприятиях.
Методические рекомендации по проведению занятия
Перед проведением игры «Традиции народов Российской Федерации» обязательно необходимо провести цикл мероприятий, посвященных вопросам многонациональности нашего государства, культуре, религии, традициям различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.
На «кнопках» вопросов по номинациям необходимо применить эффект анимации (изменение цвета, «исчезание») при открытии, чтобы исключить повторный выбор одних и тех же вопросов.
Рисунок 1. Эффект анимации
При подготовке презентации к определенным фрагментам текста на игровом поле необходимо привязать активные зоны – гиперссылки. Они позволяют связывать объекты со слайдом, на котором размещено игровое поле. После озвучивания вопроса и получения ответа (которые последовательно отображаются на экране) гиперссылка позволит вернуться обратно на игровое поле. В данной игре все варианты ответов связаны гиперссылками со слайдами «Верно»/ «Неверно» с указанием количества заработанных/потерянных баллов.
Рисунок 2. Гиперссылки
Необходимо продумать критерии оценивания, систему баллов, либо воспользоваться предложенными в данной разработке. Для самых маленьких, или неподготовленных игроков можно заменить систему штрафных очков при неправильном ответе переходом хода, заменой вопроса и т.д.
Технологическая карта мероприятия «Традиции народов Российской Федерации»
Список литературы
1. Проф. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. - М.: Учпедгиз, 1937. - 162 с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, 2007. - 1200 с.;
3. История русских народных танцев [Электронный ресурс] URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/istorija-russkih-narodnyh-tancev.html
4. История адыгов [Электронный ресурс] URL: https://aheku.net/articles/russian/istoriya-adyigov/1775
5. Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. Исследования русских традиций, обычаев, обрядов. Историографический обзор [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru
6. Порядок официального использования Государственного флага РФ. Справка [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20100822/267309401.html
7. Александров С.Г. Джигитовка как феномен традиционной культуры кубанских казаков [Электронный ресурс] URL: http://www.cossackdom.com/calture/alexandrov_dzhigit.htm
8. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2000/12/25/gimn-dok.html
9. Энциклопедия обрядов и обычаев [Электронный ресурс] URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/
10. Многоликая Россия. Традиции [Электронный ресурс] URL: http://xn--80afpbiefijbexoa0sf.xn--p1ai/?page_id=962
11. Сабантуй (праздник): описание и история [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/281991/sabantuy-prazdnik-opisanie-i-istoriya
12. Навруз: история и традиции самого старого праздника весны [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20100320/215128446.html
13. Национальные костюмы народов России [Электронный ресурс] URL: https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post443225946/
14. Республика Крым [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/
15. Всероссийская перепись населения [Электронный ресурс] URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
16. Казань стала третьей столицей России [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2009/04/03/kazan/