Проектная работа «За здоровьем в детский сад» в первой младшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, первая младшая группа


Тип проекта: познавательно-игровой.

Форма организации: беседы, игры, проведение досуга с родителями.

Состав проекта: воспитатели, воспитанники 1 младшей группы, родители.

Предполагаемый результат проекта:

  • расширение знаний о здоровом образе жизни
  • формирование у детей интереса и уважения к своему здоровью
  • умение детей играть в подвижные игры

Следствие проекта: продолжать знакомить с подвижными и пальчиковыми играми.

Актуальность выбранной темы: воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие здорового образа жизни. На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, так как уровень состояния физического и психоэмоционального здоровья детей, как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, снижения двигательной активности, низкого уровня знаний о ЗОЖ. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

В ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение цели укрепления и охраны здоровья детей и формирования начальных представлений о здоровом образе жизни. ФГОС ДО подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто наблюдателями.

В настоящее время идёт постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. От состояния здоровья зависит возможность овладения детьми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.

Предлагаемый проект создан на основе подхода к культуре физического воспитания с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование привычки к здоровому образу жизни детей привлечение родителей к формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышения знаний о культуре здоровья.

Задачи:

  • формирование у дошкольников физических качеств
  • расширение представления детей о закаливании и витаминах
  • воспитание уважения к своему здоровью
  • способствовать расширению и углублению представлений детей о закаливании и витаминах
  • изучение роли закаливания
  • формирование стремления детей активно вступать в физическое общение
  • знакомство с подвижными играми
  • развитие культурно-гигиенических навыков

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

  • формирование проблемы (цели)
  • анализ проблемы, определение источников информации
  • подбор литературы о профилактике здоровья

2 этап – Основной

  • сбор и уточнение информации по теме: «Витаминный домик», «Овощи и фрукты – полезные продукты»
  • консультирование родителей по здоровому образу жизни

3 этап – Заключительный

  • подготовка к презентации
  • презентация
  • оформление фотовыставки «За здоровьем в детский сад»

Содержание работы в процессе реализации проекта

1. Познавательное развитие

1.1 Беседы:

- «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

- «Во саду ли, в огороде». Дать представление об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека.

- «Я и дома и в саду с физкультурою дружу». Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, укрепляют здоровье.

- Анкетирование родителей: «Какое место занимает физкультура в вашей семье?»

Цель:

  • Определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребёнка.
  • Консультация «Быть в движении - значит быть здоровым».
  • Рекомендации родителям по питанию детей».

2. Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка «Овощи и фрукты, полезные продукты».

3.Речевое развитие

3.1. Чтение художественной литературы:

  • К.Чуковский «Мойдодыр»;
  • А.Барто «Девочка чумазая».
  • Потешки «Водичка»
  • «Ой лады ой лады не боимся мы воды»

3.2. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Весна, весна пришла».

Цель:знакомить детей с правилами безопасного поведения в весеннее время года.

4.Физическое развитие

4.1. Физкультминутка «Раз нагнуться потянуться», «У медведя дом большой, а у зайки маленький»

4.2. Спортивное развлечение «В гости к мойдодыру».

5. Социально-коммуникативное развитие

5.1.Дидактическая игра «Сад, огород».

5.2.Сюжетно-ролевая игра «Больница». Игровая ситуация "Помой куклу Машу и Дашу".

5.3. Игровая ситуация в гостях у бабушки Арины.

Приложение.

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно!
Только надо всем узнать,
Как здоровым-то нам стать!
В мире нет рецепта лучше
Быть со спортом неразлучным-
Проживёшь тогда сто лет
В этом вот и весь секрет!

Здоровье - это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способы полностью выполнять свои функции отсутствие недуга, болезни.

Детский сад - это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно помнить, что каждое дошкольное учреждение- это, прежде всего, агрессивная вирусно-микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый попавший в эту среду ребёнок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний. К сожалению, некоторые родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания а первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка- это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребёнка в семье, детских дошкольных учреждениях. Её основная задача- перевести ребёнка в бодрое состояние.

Систематическое проведение утренней гимнастики под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.

Утренняя гимнастика создаёт организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся. После утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Утренняя гимнастика является важным многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня бодрое состояние ребёнка.

Физкультура в детском саду

Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Занятия по физкультуре проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность составляет 15 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребёнка дольше этого времени. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, прыгать на одной и двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются различные виды ходьбы: « как мишка косолапый», «как лисичка», «как зайчик».

Прогулки

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится один час в день. Летом это время увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. В зимнее время на участке следует устроить горку и снежные фигурки.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Ведущее место на прогулке отводится играм, особенно подвижным. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, ели занятия были связаны с долгим сидением детей, Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания. Зимой лучше больше бегать, прыгать.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Трудовые задания должны быть посильны детям: зимой — разгребать снег, осенью- собирать листья, летом- подметать дорожки. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. На прогулке разучиваются небольшие стихотворения, песенки. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. В конце прогулки организуются спокойные игры. Затем дети собирают игрушки. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики.

Особое внимание следует уделять играм с пальчиками. Играя в игры, мы развиваем у детей мелкую моторику. В таких играх развивается внимательность, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться. Пальчиковые игры позволяют подготовить ребёнка к счёту, осознать понятия ниже, выше, слева, справа, вверху внизу. Для пальчиковых игр можно надевать на пальцы колпачки из бумаги или просто рисовать на пальцах смешные рожицы.

Плавание

Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки детей. Занятие плаванием в детском саду доставляют ребёнку удовольствие. Оно помогает избежать простудных заболеваний и выработать устойчивость организма к холоду. Первое знакомство начинается с раздевалки. Дети знакомятся с гигиеническими правилами и правилами поведения на воде. Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребёнка к воде необходим адаптационный период. Каждое занятие для детей большая радость. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное движение. Именно плавание развивает дисциплинированность, уравновешенность у детей, учит детей помогать друг дружке. Ведь умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь.

Гимнастика после сна

Основная цель гимнастики после сна - поднять настроение с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, пальчиковой гимнастики. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу «по дорожке здоровья» и комплекс общеразвивающих упражнений и упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики 10 минут.

Витамины

Витамины — это ценнейшие продукты, необходимые организму человека. Существуют несколько видов витаминов, необходимые для ребёнка.

Витамин А улучает зрение, способствует правильному обмену веществ, необходим для роста новых клеток. Он содержится в моркови, масле, перце.

Витамин В укрепляет организм, даёт запас энергии. Играет важную роль в обмен веществ. Он содержится в рыбе, хлебе, яйце, сыре, банане, курице, кефире, кураге, орехах, овсянке.

Апельсины и другие фрукты содержат много витамина С, помогающего не болеть и быстро выздоравливать.

Витамин Д важен для развития костей и зубов.

Он содержится в молочных продуктах.

Используя в комплексе здоровье-сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Применение в работе здоровье-сберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Подвижные игры

Пузырь

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет»: Лопнул пузырь». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп».

Мыши и кот

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание: дети сидят на скамейках или стульчиках - это мыши в норках. В противоположном углу комнаты сидит кот-воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза) и мыши разбегаются по всей группе. Но вот кот просыпается и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в свои места-норки. Пойманных мышей кот уводит к себе. После кот ещё раз проходит по группе и снова засыпает.

Лохматый пёс

Цель: учит детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

Описание: дети стоят или сидят в одной стороне площадки. Один ребёнок находится в другой стороне и изображает пса. Дети все вместе подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувший нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим,
И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только стихотворение заканчивается, пёс встаёт и лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь из них и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место.

Гимнастика после сна

Медвежата

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись.
И в медвежонка превратись.
Медвежата в чаще жили.
Головой своей крутили.
Вот так! Вот так!
Вот мишутка наш идёт
Никогда не упадёт.
Топ-топ, топ-топ
Мёд медведь в лесу нашёл-
Мало мёду, много пчёл.
Мишка по лесу гулял,
Музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом
Он поёт под кустом
(дыхательная гимнастика)

Я на солнышке лежу
Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось
Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я всё лежу
И на солнышко гляжу.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
Вышли на берег крутой.
И отправились домой.

Дождь

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошёл сильней,
И по крыше бьёт быстрей
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей,
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
А теперь на ножки встанем,
И большими станем.

Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5-
Вышли зайчики гулять.
1,2,3,4,5-
В домик спрятались опять.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик — я
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать,
Этот пальчик прикоркнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура;»
В детский сад идти пора.

Заключительная часть

Презентация проекта «За здоровьем в детский сад».

Вывод. Проект имеет здоровьесберегающую направленность. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.

Список используемой литературы

1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. М: Айрис-Пресс, 2006. -136с.

2. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М.: Просвещение. -1999. -221с.

3. Терновская С.А. Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65.