В настоящее время активно развивается и внедряется в образовательный процесс использование компьютерного обучения, основанное на применении современных технологий. При рациональном использовании новых технологий обучающийся получает выгоду с точки зрения интерактивности заданий, а также индивидуального темпа обучения.
За последнее время значительно возросла проблема самостоятельности обучающихся в образовательном процессе, что требует дальнейшего анализа и рассмотрения различных путей повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В контексте современных условий достичь развития познавательной самостоятельности школьников представляется возможным средствами компьютерного обучения, так как в век информатизации и технологизации общества в обучении устанавливается ориентир на воспитание самостоятельной и творческой личности.
Человек может развить познавательную самостоятельность только посредством деятельности, при этом деятельностный подход является обязательным условием формирования, развития и функционирования любых личностных характеристик.
Огромное значение для организации самостоятельной деятельности играют технические средства обучения, среди которых существенная роль сейчас отводится компьютеру.
В контексте информатизации общества и компьютеризации современного образования возникает необходимость развивать дистанционное образование, представляющее собой целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия между учителем и обучающимся средствами компьютерного обучения и инвариантный относительно расположения в пространстве и времени.
Компьютерное обучение иностранному языку представляет собой обучение с использованием учебных программ, созданных для работы с компьютером. Помимо учебных программ создаются и развиваются различные интерактивные интернет-сервисы и приложения, направленные на изучение иностранных языков.
Google Maps представляет собой собирательное название для приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологий, предоставляемых компанией Google по электронному адресу http://maps.google.com.
Использование в обучении иностранному языку компьютерного обучения, и в частности такого сервиса, как Google Maps, имеет довольно широкие перспективы внедрения как непосредственно в рамках деятельности на уроке, так и для развития познавательной самостоятельности обучающегося во внеаудиторное время. Учитывая активную цифровизацию современного общества, и в частности сферы образования, можно отметить, что сегодняшние подростки с трудом выпускают из рук телефон даже во время уроков, однако по большей части их интересуют лишь социализация и геймификация через использование своих мобильных устройств. Таким образом, перед учителем встает задача научить ребенка пользоваться своим девайсом не только как игрушкой, отвлекающей от уроков, но и как потенциальным учебным ресурсом с широким спектром возможностей.
Далее мы подробнее остановимся на возможностях применения такого географического сервиса, как Google Maps, которые он предоставляет c точки зрения обучения иностранному языку.
Говоря о применении Google Maps, необходимо сказать о широкой вариативности заданий и возможности их модификации практически под любую тему и уровень владения обучающегося иностранным языком.
Так, например, Александра Сладковская выделяет следующие варианты упражнений на основе картографического сервиса Google Maps [3].
- A Picture Is Worth a Thousand Words (Картинка стоит тысячи слов)
Здесь отмечается межпредметная связь английского языка с географией, основанная на работе с фотографиями из разных точек мира, сделанными благодаря функции просмотра улиц (Street View). Данное задание предполагает описание картинки, желательно с использованием более точных определений и сложных слов и выражений, например уточнение вида дерева, представленного на картинке (e.g. coconut palm – кокосовая пальма вместо tree – дерево). Кроме того, на подобных фотографиях в большинстве случаев можно увидеть образы и силуэты людей, поэтому также представляется возможным дать ученикам задание описать действия, которые они видят на картинке, а также сделать выводы относительно своих предположений. На наш взгляд, целесообразно предлагать обучающимся подобный вид задания в рамках самостоятельной поисково-познавательной деятельности, где школьникам следует, используя сервис Google Maps и функцию просмотра улиц, создать скриншоты требуемых объектов для последующего описания или сравнения.
- Find out Information (Выясни информацию)
Данный географический сервис онлайн-карт подходит также и для заданий на чтение, особенно чтение вида scanning (чтение с целью нахождения определенной информации в тексте) или detailed (чтение с целью поиска более детальной информации).
Для работы с таким заданием А.Сладковская предлагает создать для обучающихся таблицу, которую нужно заполнить специфической информацией (например, дается название улицы, нужно заполнить клеточки «город» и «почтовый код», а также ответить на дополнительный вопрос по типу «Как называется большой парк, расположенный рядом с этой улицей?»).
Следует отметить, что подобный формат задания может успешно применяться для учеников с низким уровнем владения иностранным языком. Его несомненным преимуществом является возможность охвата и контроля сразу группы учеников, в том числе в осуществлении ими самостоятельной познавательной деятельности с их домашних ПК или смартфонов.
Пример таблицы для задания «Find out information» в рамках раздела 2d, Spotlight 6, «Famous Streets»
Street name |
Town, country |
Famous for |
Extra questions |
Oxford Street |
London, UK |
Shopping street |
What kind of shops are located on this street? (Next, Zara-clothing stores, Debenhams - a department store, Nike Town- sporting goods store, Disney Store - toy store, Sunglasses Store, BabyGap- baby clothing store) |
Hollywood Boulevard |
What sightseeing attractions are located on the boulevard? |
||
Wall Street |
How many floors does the Trump building have? |
- Take a Tour (Пройди экскурсию)
На tourbuilder.com есть отличные интерактивные туры, созданные на основе Google Maps. В парах попросите ваших учеников совершить один из туров. Они могут отправиться в Японию, Вьетнам или на побережье Калифорнии. Эти экскурсии рассказывают истории известных или интересных людей и их путешествий.
Данное задание предполагает также создание виртуальной экскурсии. Наилучшим образом это задание обучающиеся могут реализовать с помощью проектной методики. В рамках изучения определенной темы учитель может предложить школьникам создать свой собственный тур по местности, например, своего проживания или по маршруту недавнего путешествия. Такой вид деятельности предполагает более высокий уровень владения иностранным языком и может проводиться индивидуально, в парах или группах в рамках внеурочной деятельности и последующей презентации на уроке. Для успешной реализации такого проекта обучающимся необходимо владеть алгоритмом создания карты на базе Google Maps, что проявляется в осуществлении межпредметных связей с информатикой и развитии ИКТ-компетенции обучающихся.
- Guess the Landmark (Угадай достопримечательность)
Еще один интересный вариант использования технологий Google Maps, где ученикам индивидуально или в группах предлагается назначить знаковое здание и, используя функцию просмотра улиц, виртуально посетить его прямо со своего смартфона и дать письменное или устное описание того, что они видят.
Можно немного модифицировать это задание, превратив его в игру, тем самым повысив мотивацию обучающихся, и предложить учащимся самим выбрать здание, например какую-то достопримечательность Лондона, а остальным ученикам в группе отгадать, что за здание описывает их одноклассник. Реализация данного задания также требует довольно высокого уровня владения изучаемым языком.
Вот несколько мест, которые могли бы посетить студенты:
- The Palace of Versailles
- Everest base camp
- Stonehenge
- The White House
Для черпания идей можно посетить 17 Stunning Places to Visit with Google Maps.
Make a Quiz (Создай викторину)
Разделите студентов на пары или группы и попросите их выбрать англоязычную страну. Используя Карты Google, попросите их подготовить свой тест. Студенты могут задавать любые вопросы, на которые можно ответить, используя Карты Google, если это не слишком сложно или не займет слишком много времени. Например, рассматривая на карте Нью-Йорк, можно задать следующие вопросы:
What street is the Empire State building on?
What is the biggest park in New York?
Студенты также могут использовать Street View, чтобы придумывать интересные вопросы, приближая вид улицы, они могут задавать такие вопросы, как:
Find Number 59th Street. What colour is the front door at number 15?
Прежде чем начинать работу с картографическим сервисом, учителю необходимо, прежде всего, освоить его базовые возможности, чтобы в дальнейшем уметь объяснить и показать на примере обучающимся технологию работы в данном сервисе.
Карты Google Maps позволяют значительно разнообразить учебную и самостоятельную творческую деятельность школьников, повысить их мотивацию и эффективность обучения иностранному языку. Таким образом, опыт применения данного картографического сервиса позволяет определить следующие его функции в области обучения английскому языку:
1) представление и расширение учебных материалов посредством самостоятельной поисковой и познавательной деятельности, в ходе которой происходит расширение и углубление получаемых знаний при работе с аутентичными материалами и источниками;
2) повышение мотивации к самостоятельной познавательной активности обучающихся путем применения новых способов организации самостоятельной деятельности школьников, в частности работы не только с картами;
3) вовлечение обучающихся в более активный режим деятельности, способствующий раскрытию творческого потенциала обучающихся и созданию предпосылок для усвоения повышенных объемов информации.
Применение на уроках и во внеаудиторной деятельности картографического сервиса в рамках развития познавательной самостоятельности школьников среднего и старшего звена позволяет успешно строить межпредметные связи в образовании, в частности с такими школьными предметами, как география и информатика. Кроме того, это позволяет развивать ИКТ-компетенцию обучающихся, владение которой уже считается неотъемлемой частью успешной самореализации и самоактуализации в современном мире.
Список использованных источников
1. Залова И.М. Географический сервис Google Maps как эффективное средство обучения иностранному языку в рамках проектной методики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (65). Ч. 2. С. 184-188.
2. Пасечник Т.Б. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на основе применения геосервиса Google Maps в обучении английскому языку во внеаудиторное время / Т.Б.Пасечник, А.И.Старокадомская. – Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Издательство «Грамота», 2019. – № 4. – С.123-130. – Библиогр.: с. 123-130.
3. Сладковская А. Google Maps на уроке английского [Электронный ресурс]. URL: https://skyteach.ru/2017/10/18/google-maps-na-uroke-angliyskogo (дата обращения: 02.08.2020).