Фонетическая сторона речи это структурный компонент речи, нарушение его часто приводит к расстройству других уровней этой системы (лексики, грамматического и синтаксического строя речи, связное высказывание).
Фонетические расстройства являются очень распространенными, причем, как изолированными, так и в структуре других дефектов.
Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из 4 этапов:
- подготовительный;
- этап постановки отсутствующих звуков;
- этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь;
- этап дифференциации звуков.
Каждый из перечисленных этапов отличается по содержанию и приемам логопедической работы.
На подготовительном этапе формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для отработки определенных положений губ, языка, необходимых, как для правильного произношения всех звуков, так и для звука той или иной группы.
Основная цель работы на этапе постановки отсутствующего звука это добиться правильного звучания изолированного звука. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание привычных, неправильно сформированных движений, и выработку новых. Для того чтобы выработать новые динамические стереотипы необходимо придерживаться правила, согласно которому звук (или пара звуков при их дифференциации) должен быть тщательно проработан сначала в изолированной позиции, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
На этапе автоматизации необходимо продолжать использовать артикуляционную гимнастику с целью выработки определенных положений органов артикуляционного аппарата. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, утомляют детей. Речевые игры помогают сделать занятие для детей интересными, эмоционально-окрашенными и познавательными, что облегчает процесс усвоения правильного произношения звуков.
«Лабиринт»
Цель: выработать у детей определенные движения органов артикуляционного аппарата и воздушной струи необходимые для правильного произношения звуков [ш], [ж].
Оборудование: игровое поле, сказочные персонажи.
Ход игры: Попугай Кеша хочет вернуться домой, помоги Кеше добраться до дома, научи его выполнять упражнения для губ и языка правильно.
Правила игры: Ребенок передвигает сказочного героя в направлении указанном стрелкой, после того как выполнит упражнение правильно.
Примечание: Для игры можно использовать разные игровые ситуации. В соответствии с ситуацией подбираются сказочные персонажи.
«Звуковые линии-дорожки»
Цель: закрепить у детей изолированное произношение звука [л].
Ход игры: Проведи пальчиком по линиям взлета летающей тарелки, самолета и вертолета, произноси Л___Л___Л___. Потом прочерти в воздухе каждую из линии, не забывай произносить Л___Л____Л____
При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при дизартрии) процесс автоматизации изолированного звука затягивается. А многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Для облегчения этого процесса можно использовать прием – писание и говорение.
«Обводилочки-говорилочки»
Цель: закрепить у детей изолированное произношение звука [ж].
Ход игры: На лугу очень жарко. Помоги пчелкам добраться до улья, а жукам спрятаться под листья. Проведи по точкам линии-дорожки, не забывай произносить Ж___Ж___Ж___
«Слоговые рукавицы»
Цель: автоматизация звука [ц] в прямых слогах.
Ход игры: Цапля связала для цыплят рукавицы. Рукавицы перепутались. Помоги цыплятам. Найди пару каждой рукавице. Положи рукавицу рядом с парой и произнеси слог ЦА.
Примечание:Ребенок находит нужную рукавицу, кладет ее рядом с парой (место обозначенное пунктирной линией) и произносит заданный слог. Аналогично прорабатываются слоги ЦЫ, ЦО, ЦУ и др.
«Ходилки-Бродилки»
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Примечание: Для игры понадобятся цветные фишки или пуговки по количеству игроков, кубик с точками. Пересчитываются все "выпавшие" точки и совершается такое же количество шагов по игровому полю. При этом ребенок называет все картинки встретившиеся ему на пути. Если рядом с картинкой нарисованы ножницы, нужно разделить слово на слоги и назвать слог со звуком [ш].
Картинки: шар, шарф, шайба, шапка, шахматы, шаль, шоколад, шина, шило, ширма, шипы, шиповник, шея, шут, шуба, шорты, шампунь.
«Улица»
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Ход игры: На улице живут слова со звуком [ш]. Рассели эти слова в домики. Слова со звуком [ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, [ш] в середине слова – в домик в середине улицы, [ш] в конце слова – в домик в конце улицы. Проведи от картинок стрелочки к нужным домикам.
Картинки: шуба, шапка, шина, штаны, лошадь, кошка, машина, кувшин, карандаш, душ, мышь, малыш.
«Игра в прятки»
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Оборудование: игровое поле, фишки (пуговицы) для обозначения животных.
Ход игры:
Животные, в названии которых есть звук [ш] решили поиграть с тобой в прятки. Они спрятались, но тени их видны. Угадай и назови всех, кто спрятался. Сосчитай всех мышек (кошек, лягушек и др.) Пример. «Одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек».
Картинки: кошка, мышка, лягушка, мишка, мартышка, мушка, несушка.
«Составь предложение»
Цель: учить составлять предложения по двум (трём и т.д.) заданным картинкам.
Ход игры: Придумай предложение по картинкам, при этом используй как можно больше слов с заданным звуком.
При изготовлении игр использован речевой материал из пособий А.И.Богомоловой, М.Ф.Фомичевой,Т.Куликовской и других авторов, идеи из «Азбуки правильного произношения» Е.М.Косиновой, программа Adobe Photoshop CS5; картинки из сети Интернет.
Литература
- Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж: Пособие для детей с нарушениями речи. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. 2004. – 208с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989. – 239с. Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И.В.Баскакина, М.И.Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с