Возраст обучающихся: 4-6 лет.
Срок реализации: 2 года.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Фантазеры» имеет художественную направленность, помогает детям дошкольного возраста развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Актуальность разработки и осуществления данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству –отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, не нанося ей вреда. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве,- залог будущих успехов. Желание творить -внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Ребенок в своих рисунках, аппликациях, поделках учится рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества.
Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер). Применимы техники в любой возрастной группе. Как показывает практика, они и доступны, и необходимы в работе.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики и неклассические техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Основой разработки программы являются труды, таких авторов как Н.В.Дубровской, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой и других авторов,
Содержание программы составлено с учетом, следующих принципов:
- принцип индивидуального подхода, учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка и группы в целом;
- принцип опоры на внутреннюю мотивацию - создание условий для максимальной вовлеченности ребенка в творческий процесс;
- принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический подбор материалов;
- принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта;
- принцип преемственности, где каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Фантазеры»
1-й год обучения
1. Познакомить детей с разными видами нетрадиционной техники в продуктивной деятельности и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать умение детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать простейшие композиции, используя разные виды нетрадиционных техник (оригами, разрывная аппликация и др.)
3. Формировать технические навыки при работе с различными инструментами и материалами.
4. Вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных работ.
5.Воспитывать аккуратность в работе, бережно относиться к результату своего труда.
6. Развивать внимание, память, речь, творческое воображение.
2-й год обучения
1. Продолжать знакомить детей с разными видами нетрадиционной техники в продуктивной деятельности и способам изображения с использованием различных материалов.
2.З накомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, развивать умение понимать разные виды искусства.
3. Формировать представления о художественных ремеслах ( гончарное дело и др.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
4. Продолжать развивать умение детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композиции, используя разные виды нетрадиционных техник, формировать умение комбинировать разные нетрадиционные техники в создании творческих работ.
5. Развивать цветовое восприятие, художественно-образную память, воображение и фантазию, творческую активность, художественные способности.
6. Вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных работ.
7. Воспитывать аккуратность в работе, развивать умение бережно относиться к результату своего труда.
Программа «Фантазеры» является авторской. Идея разработки данной программы возникла из личного опыта педагогов и анализа работы коллектива, а также из анализа существующих программ и методических пособий по данному виду деятельности.
Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ заключаются в том, что в ней учтены современные законодательные и нормативные акты, регулирующие дополнительное образование. Также предлагается по-новому подойти к формированию творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ
Данная программа нацелена не только на формирование творческих способностей в продуктивных видах деятельности, но и на развитие нравственного, интеллектуального потенциала дошкольников.
Отбор и компоновка содержания программы обусловлены стремлением представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.
Основными формами реализации программных задач являются продуктивно-практическая деятельность, беседы, решение проблемных ситуаций и т.п.
По данным психологов, именно в дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности дошкольников, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для формирования основ творческих способностей.
Срок реализации программы: 2 учебных года ( средняя группа, старшая группа).
Формы и режим занятий:
- Проводятся групповые занятия, индивидуальная работа.
- Расписание занятий строится в соответствии с возрастными возможностями детей, 2 раза в неделю, численностью не более 15 человек.
Продолжительность:
- в средней группе не более 20 минут;
- в старшей группе не более 25 минут.
Формы подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы.
1. Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
2. Размещение информации на сайте дошкольного подразделения.
3. Оформление творческих выставок.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу реализации дополнительной общеразвивающей программы обучающийся:
- в различных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов;
- успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов;
- по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, папье-маше, оригами и другие) и различные изобразительно-выразительные средства;
- интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.