Проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, фольклор


Проект разработан для воспитателей ДОУ по работе с детьми, направлен на пробуждение любви к родной земле, проект поможет заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Младшая группа

I. Проблема

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи

Образовательные:

  • знакомить детей с народным фольклором:
    • колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы,
    • сказки и т. д.
  • знакомить с русскими народными подвижными играми;
  • знакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе шумовыми, звучащими игрушками;
  • знакомить с русскими народными промыслами - матрешка.

Развивающие:

  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности;
  • учить овладевать образно-игровыми иимитационными движениями в сочетании с музыкой.

Воспитательные:

  • воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к музыкальным игрушкам, в том числе сделанным своими руками;
  • пробуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр-забав.

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит:

  • Заложить основу патриотического воспитания у детей
  • Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

II. Тематическое планирование на год

Перспективный план работы в младшей группе.

Сентябрь–Октябрь–Ноябрь

Знакомить детей с устным народным творчеством (сказки, потешки, поговорки, колыбельные песни и т.д.); знакомить с народными музыкальны-ми инструментами – погремушка, бубен, колокольчик. «Теремок» (знакомство с русской народной сказкой); «Водичка, водичка…» (знакомство с рукомойником, заучивание потешки); «Как у нашего кота» (заучивание потешки); «Чудесный сундучок» (отгадывание загадок) Чтение художествен-ной литературы, настольный кукольный театр; игра малой подвижности «Теремок», имитация движений персонажей; танцевальная песня «Детки взяли погремушки»; народная хороводная игра «Ходит Ваня»; народная подвижная игра «Гуси-гуси»; посильный труд на участке.

Декабрь–Январь–Февраль

Через устное народное творчество приобщать к культуре русского народа; знакомить с народными промыслами - матрешка «Колобок» (настольный театр); «Сундучок Деда Мороза» (зимние загадки); «Уж ты Зимушка-зима» (дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»); «Мы веселые матрешки» (дидактическая игра «Найди матрешку», «Подбери кроватку матрешке»);»Нет милее дружка, чем родная матушка» (этическая беседа «Моя любимая мамочка») Народная подвижная игра «Заинька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…»; хороводная игра «Мыши водят хоровод»; рисование платочков для матрешки, рассматривание иллюстративного материала с матрешками; танцевальная песня «Мы – веселые матрешки»; подкормка птиц зимой.

Март–Апрель–Май

Обогащать словарь детей за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве; воспитывать интерес к рисованию, лепке; воспитывать любовь к родной природе «Приди весна с радостью» (потешки о весне); «Петушок с семьей» (рассказ К. Д. Ушинского); «Курочка Ряба» (пальчиковый театр); «Здравствуй, солнышко-колоколнышко» (потешки и заклички) Народная подвижная игра «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Вышел козлик погулять»; хороводные – «Карусель», «каравай», малоподвижные – «Угадай, кто позвал», «Сбей кеглю»; лепка зернышек для петушка, рисование лучиков для солнышка

III. Выполнение проекта

Работа с детьми

1. Использование народного фольклора

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора.: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д.

В адаптационный период используются уговорушки, потешки для новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!».

На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…» или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико …»

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»

Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Умению регулировать темп, громкость речи способствуют заклички:

  • «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»,
  • «Дождик-дождик, полно лить»,
  • «Радуга-дуга, не давай дождя!» .

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки…».

Колыбельные песенки:

«Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди».

Прибаутки или забавушки предназначены для развлечения малыша:

И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.

Одна из разновидностей прибауток – небылицы – перевертыши:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Стучит-бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.

На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку – бух!

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаем детей к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Теремок».

Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
В работе c детьми используем:

1. Подвижные игры

  • «Кот и мыши»,
  • «Гуси-гуси»
  • «Заинька»,
  • «Наседка и цыплята»,
  • «Солнышко и дождик»,
  • «У медведя во бору»

Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».

2. Дидактические игры

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

В работе с детьми используем такие игры как:

  • «Собери матрешку»,
  • «Угадай, что спрятано»,
  • «Четвертый лишний»,
  • «Чудесный мешочек»,
  • «Собираем урожай»,
  • «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета),
  • «Разноцветные ленточки»,
  • «Папе, маме, малышу»,
  • «Поможем кукле одеться»,
  • дидактические игры с матрешками и т.д.

3. Рассматривание картин, иллюстраций

  • «Что делают люди зимой, осенью»,
  • «Домашние животные»,
  • иллюстративный материал «Матрешки»,
  • серия картин «Как правильно себя вести»
  • предметные картинки
  • «Узнай сказку»

4. Художественная литература

Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок», чтение и заучивание стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота».

5. Целевые прогулки, наблюдения

Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка детского сада. Организуем подкормку птиц зимой, наблюдения за животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к природе. Акцентируем внимание детей на значимости их труда для остальных.

См. продолжение статьи