Урок обществознания с применением когнитивной технологии. Тема урока: «Религия как одна из форм культуры»

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: религия


Урок по обществознанию (8 класс)

Тема урока «Религия как одна из форм культуры».

Цели

Наблюдаемые действия ученика

Образовательные цели

Усвоение понятия религия

Формирование умения работать с понятием религия и мировые религии

  1. Выделяет из определений правильное определение понятия религия
  2. Знакомится с видами мировых религий
  3. Формулирует и определяет функции религии
  4. Находит соответствия признаков и понятия религия, искусство и наука

Цели когнитивного развития

Развитие логических операций

Развитие метапредметных умений

  1. Делает вывод о сходстве, либо о различии мировых религий, т.е. выполняет неполное одномерное сравнение
  2. Перекодирует информацию словесную в символическую запись, заполняя карту памяти.
  3. При работе с текстом вставляет пропущенные по смыслу слова
  4. Разрабатывает способы и средства проверки

Ход урока

I. Организационный момент

II. Входная диагностика (10 мин)

- Выполнение заданий самостоятельно

1. Найти соответствие

Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов
Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир
В) вера в сверхъестественное
Г) строгое следование ритуалам
Д) объективное отражение действительности

1) религия
2) наука

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

2. Установите истинность и ложность суждений («да» или «нет»)


п/п

СУЖДЕНИЕ

«да»
«нет»

1

Религия, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, предполагает отражение мира в художественных образах

 

2

В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе

 

3

В России ни одна религия не является государственной

 

4

Образование можно получать только в детском и юношеском возрасте

 

5

Религиозные нормы обязательны для исполнения

 

6

Нормы морали устанавливаются государством

 

7

Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь определённые убеждения

 

- самопроверка

- разделение класса на группы по уровню

III. Изучение нового материала

1. Постановка проблемы. (5 мин)

- Посмотрите картинки и определите, к какому понятию они относятся? (религия)

2. Объявляется тема урока и цели

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры».

- Попробуйте самостоятельно вспомнить из курса истории смысл слова «религия».

- Выберите правильное, наиболее полное определение понятия религия.

1) Религия – вера в сверхъестественное, в Бога

2) Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

3) Религия – одна из форм культуры, основанная на вере в Бога и вероисповедании.

3. Изучение новой информации и первичное ее усвоение (работа в группах)

Учащиеся получают текст. (приложение 1)

Необходимо выполнить задания по тексту:

Группа К-1

Группа К-2

Группа К-3

ЗАДАНИЕ 1 (приложение 2)

Прочитать текст, разбить его на смысловые части и составить его план

Прочитать текст, разбить его на смысловые части и составить его план

Прочитать текст, разбить его на смысловые части и составить его план

ЗАДАНИЕ 2 (приложение 3)

Вставить пропущенные слова (20 слов для вставки, падеж не изменен)

Вставить пропущенные слова (20 слов для вставки в именительном падеже)

Вставить пропущенные слова (25 слов для вставки в именительном падеже)

ЗАДАНИЕ 3 (приложение 4)

Составить карту понятий (отсутствуют понятия)

Составить карту понятий (отсутствуют глаголы-связки и часть понятий)

Составить карту понятий (только схема)

IV. Диагностика усвоения информации

1. Вставить пропущенное слово (понятие)

    1. ___________ - верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы
    2. ___________ - поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

2. Найти верное (круги Эйлера)

1.

2.

3.

3. Найти соответствие.

Установите соответствие между функциями религии и примерами ее проявления

Примеры

Функции

А. Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п.

1. Регулирующая

Б. Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины

2. Воспитательная

В. Библейские заповеди: «не убий», «не укради»

3. Мировоззренческая

Г. Воспитание доброты, милосердия, умеренности

4. Коммуникативная

4. Найти лишнее.

  1. Картины, кино, спасибо, товар, балет, театр
  2. Церковь, крест, храм, рынок, Пасха, мечеть
  3. Православие, иудаизм, католицизм, протестантство

V. Заключение

Рефлексия

ДЗ: П. 10, готовиться к уроку повторения, сделать карту понятий по теме «Духовная сфера».