Психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений у детей 7–8 лет

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Как отмечает В.С.Мухина, развитие исследовательских умений и навыков у детей младшего школьного возраста подразумевает реализацию ряда педагогических принципов в процессе обучения и воспитания детей:

1. Во-первых, учитель должен ориентироваться на познавательные интересы учащегося. Как уже указывалось выше, любое исследование носит творческий характер, а творчество, как известно, возникает только на основе внутренней потребности.

2. Каждый ученик обладает свободой выбора и несет ответственность за собственное обучение. Только при соблюдении данного принципа образование будет отвечать целям личности.

3. Осваивать знания ребенок должен в единстве с различными способами их получения.

4. Учитель в свое работе по развитию исследовательских умений у младших школьников должен основываться на умении детей осуществлять самостоятельный поиск информации.

5. В своей работе по развитию исследовательских умений у младших школьников учитель должен использовать как продуктивные, так и репродуктивные методы обучения.

6.Учитель должен дать детям представления о динамичности знания. Это значит, что исследовательское обучение должно строится так, чтобы опыт всего человечества представал перед учащимся не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм.

7. И, наконец, в своей работе по развитию исследовательских умений у младших школьников учитель должен учитывать психологические особенности детей, рассмотренные выше, чтобы процесс обучения был посильным для детей и представлял для них интерес.

Работа по развитию исследовательских умений у школьников должна осуществляться постоянно как в урочной, так и в неурочной деятельности.

Учитель должен помочь ученику увидеть возможные пути реализации своих возможностей и талантов в исследовательской деятельности. Учитель должен направлять творческую деятельность своих учеников.

Ученики должен испытывать психологический комфорт. Учитель должен поощрять творческие проявления своих воспитанников.

Попадая в личностно значимую проблемную ситуацию, ребенок чувствует потребность в освоении того или иного понятия, явления. Ребенок стремиться ответить на вопросы "Почему это происходит? Как это произошло? А что если?" Ребенок учиться рассматривать объект с разных сторон. Учитель должен научить младшего школьника задавать себе вопросы, испытывать удивление, развивая тем самым у него познавательную активность. Это сложная задача.

Учитель должен создать ситуацию развития гипотетического мышления. Гипотеза позволяет осуществлять умственный поиск посредством использования системы суждений и умозаключений. Ребенок выдвигает собственные версии, делает предположения, постепенно формирует у себя навыки доказательства, учится приводить аргументы.

Учителю необходимо подбирать имеющие неоднозначное решение задания, требующие нахождения дополнительной информации. Высокая мотивация создает не просто эмоциональную включенность, но и обеспечивает ее положительную динамику. Обсуждая различные гипотезы, дети формируют у себя навыки межличностного общения, укрепляют свои социальные связи. Важное место в процессе развития исследовательских умений занимает рефлексия. Рефлексия находит выражение в умении отличать известное от неизвестного, в способности определить и понять каких знаний не хватает для достижения высоких результатов, рефлексия проявляется через умение рассматривать и давать оценку собственным мыслям и действиям, не принимая свою точку зрения как единственно верную, через умение критично характеризовать мысли и действия других людей, не допуская категоричности в своих суждениях.

Выполнение этих учебных действий способствует развитию контрольно-оценочной самостоятельности, что заставляет детей с полной ответственностью относиться к своей работе.

Существуют различные методы развития исследовательских умений. Особое значение имеет метод проектов. Он объединяет в себе поисковые, исследовательские и проблемные методы развития исследовательских умений у детей. Метод проектов предполагает создание учебной ситуации, попадая в которую ученики сталкиваются с явлениями, вызывающими у них противоречия с тем, что они знали или представляли раньше. Метод проектов заставляет учащихся делать предположения и высказывать свои догадки. У учащихся появляется возможность проверить свои предположения на практике, исследовать их. В заключении дети могут представить полученные ими результаты в детском саду или дома и получить оценку со стороны.

Метод проектов заставляет учеников осуществлять самостоятельную деятельность, такая деятельность может занять один или несколько уроков, она может осуществляться как в индивидуальной форме, так и в коллективе.

Использование проектов способствует развитию у детей произвольности психических процессов, стимулирует познавательную активность детей, повышает стремление детей к исследованию, формирует личностные новообразования, помогает детям овладеть учебной деятельностью и усвоить ее структуру .

В основу метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается путем решения той или иной проблемы.

Исследовательские умения, которые отрабатываются школьниками в ходе выполнения проектов, учат детей осмысленно выполнять различные умственные и практические действия. Если ребенок использует специальные знания и общие умения и навыки исследовательского поиска, то можно говорить о наличии у него познавательной потребности. Метод проектов делает учебу интереснее, помогает расширить кругозор детей, в ходе выполнения проектов дети повышают свой культурный уровень, метод проектов стимулирует интеллектуальную активность и способствует успешной учебной деятельности в целом .

Организуя и координируя работу над проектом, консультируя детей, учитель в процессе этой работы формирует ряд важных исследовательских умений: он учит детей ставить и выявлять проблемы, уточнять непонятные вопросы, формулировать и проверять на практике гипотезы, планировать и осуществлять исследовательские действия, подбирать, собирать данные, анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать выводы по результату исследования .В ходе работы над проектами важно поддерживать детскую любознательность, а не препятствовать ей.

Также должны быть организована работа с родителями. Родители должны помогать своим детям при выполнении проекта: родители должны оказывать помощь в поиске источников информации, координировать процесс создания проекта, поддерживать и поощрять детей, оказывать им помощь в изготовлении продукта и др. Целесообразно приглашать родителей на защиту проектов, родители могут принимать участие в обсуждении.

Работа по обучению младших школьников умениям проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, представлению продукта своей деятельности должна проводиться систематически проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности .

Вопрос организации исследовательской деятельности младших школьников в настоящее время является очень актуальным. Одной из основных задач современного образования является формирование личности, которой присущи самостоятельность, активность, которая умеет творчески подходить к решению возникающих проблем. С 2011 учебного года был введен новый образовательный стандарт, по которому начали работать все начальные школы. В данном образовательном стандарте сформулированы следующие требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир»:

1) дети должны осознать особую роль России в мировой истории, должны испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) дети должны испытывать уважение к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) дети должны освоить все доступные способы изучения природы и общества (дети должны уметь осуществлять процесс наблюдения, уметь проводить опыты, должны уметь сравнивать и классифицировать информацию, должны уметь получать информацию из различных источников). Основная идея нового образовательного стандарта состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться этими способами для того, чтобы самостоятельно познавать мир.

В начальной школе дисциплина «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для организации исследовательской деятельности по различным темам. В современной школе авторы многих программ по курсу «Окружающий мир» считают исследовательскую деятельность основной и самой эффективной формой организации учебного процесса. В современных школах в настоящий момент реализуются более десяти учебных программ: программы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Школа 2100…», «Гармония», «Начальная школа XXI века» и многие другие программы [17].

Мы проанализировали две программы, в которых предлагаются различные варианты использования исследовательской деятельности в рамках учебного процесса.

1. Первая программа – это программа “Школа 2100”. Она предполагает использование исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы получили название «Моих маленьких исследований». Первые три года обучения обучение осуществляется в коллективе, тематику работ определяет сам учитель, но каждый ученик вносит свой собственный вклад в общую работу, благодаря чему дети учатся работать в коллективе и ставить общие интересы выше своих. В последний год обучения в начальной школе многие ученики уже знают, что их интересует больше всего, могут сами подобрать тему исследования, а само исследования проводить самостоятельно.

2. «Начальная школа XXI века» курс «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградовой. В отличие от предыдущей программы, в данной программе в основном представлена поисковая и творческая деятельность. Дети ставятся в такие условия, в которых им приходится самостоятельно добывать знания, использовать их в нетипичных ситуация ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого используются рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».