Класс: 5-6.
Цель: в увлекательной форме познакомить обучающихся с правилами этикета.
Задачи:
- знают историю происхождения слова этикет;
- определяют основные правила поведения в общественных местах, приемы гостеприимства;
- повышают мотивацию к овладению культурой поведения;
- создают грамоту вежливого человека.
Ожидаемые результаты:
- знают нормы и правила поведения в общественных местах;
- учатся общаться со взрослыми и сверстниками;
- определяют тему и цель занятия;
- умеют отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, анализировать, сравнивать.
Оборудование: презентация, сундучок «Добрые слова», раздаточный материал, улыбки, грамоты.
Ход занятия
1. Мотивационный этап: игра «Внимание, пожалуйста!»
- Ребята, я буду обращаться к вам с просьбами, но вы должны выполнить только те, где звучит слово «пожалуйста»
- Поднимите левую руку.
- Поднимите правую руку, пожалуйста.
- Прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста.
- Закройте глаза, пожалуйста.
- Дотроньтесь до плеча соседа.
- Посмотрите друг на друга.
- Улыбнитесь друг другу, пожалуйста.
- Улыбка будет самым главным гостем на нашем занятии.
Слайд №1 Улыбки
(Звучит песня «Если вы, нахмурясь…»)
Слайд №2
2. Ученик читает стихотворение Я.Бжехви (в переводе Б.Заходера)
“Очень Вежливый Индюк”.
Объявился в доме вдруг очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не меньше
Он кричал:” Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости поучиться вежливости”.
“Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор Вежливых Наук
И жена моя пример замечательных манер.
Даже, когда спит она видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел. Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньёй, Свинья. Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло”.Как ни бился он, однако к Индюку никто не шел.
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
“Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды.
Все они балда-балды!”
И добавил свысока своего величия:
“Не усвоили, скоты, правила приличия!”
- Чему не надо, ребята, учиться у индюка? А почему?
- А сейчас попробуем определить, о чем пойдет сегодня речь? Кто говорил такие слова: «Ребята, давайте жить дружно»?
- К нам в гости пришел наш друг кот Леопольд, он поиграет с нами в игру. (Выходит ученик и проводит игру)
Слайд №3
3. Игра с залом «Я начну, а ты продолжи…»
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого …(«спасибо»).
Зеленеет старый пень,
Когда услышит … («добрый день»).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … («здравствуйте»).
В любой стране на прощание
Всегда говорят … («до свидания»)
- О чем будем говорить? (О вежливости, о вежливых словах).
4. Определение темы занятия
Слайд №4. Стихотворение Самуила Маршака «Угомон» (инсценирование).
Что случилось нынче в школе,
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся пятый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: «Ребята, тише!»
«Тише!» - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
«Тише! Тише!» - закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише! Тише! Тишина!» -
Крикнул Игорь у окна.
«Замолчите!» - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
«Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!»
Определение цели занятия:
- Чему будем учиться?
- Ребята, знакомая ситуация? Часто так бывает в классе?
О чем еще пойдет сегодня разговор? Мы будем учиться быть вежливыми.
Слайд №5. Тема «Урок вежливости»
- Сегодня мы полистаем кодекс хороших манер и правил поведения, отправимся в страну, которой нет на глобусе, а называется она Этикет. Что такое этикет? Откроем словарь и прочитаем:
Слайд №6. Этикет –…….
- Как же появилось это слово?
Слайд №7. Страница историческая. Портрет Людовика 14
Слово учителя: - На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14, имевшего прозвище Король-солнце, гостям вручили карточки-этикетки, с перечислением некоторых правил поведения. Вот сейчас вы тоже получите такие карточки-этикетки.
Слайд №8. Игра «Сундучок добрых слов»
Задание: команда (класс) получает карточку-этикетку, один читает, а все хором отвечают. (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)
- В день, пожалуй, раз до ста говорите слово….пожалуйста.
- Нельзя грубить и чваниться, знакомым надо …. кланяться.
- Если вы друзей уважаете, при встрече спросите, ….как поживаете.
- Забудьте слово лень, говорите чаще …..добрый день.
- Когда вас бранят за шалости, говорите ….простите, пожалуйста.
- Знакомые слова? Часто ли мы их произносим?
Слайд №9. Чтение стихотворения А.Антонова "Вежлив Витя или нет"
Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
"Извините, я ошибку признаю".
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
"Извините, я немного опоздал".
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Можно ли Витю назвать вежливым? Каждого ли человека можно назвать вежливым?
(Ребята высказывают свое мнение. (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)
Слайд №10. Страница историческая. Портрет Петра 1
Слово учителя: - В России Петр 1 написал книгу «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению», по которой дворяне учились светским манерам.
Слайд №11. «Свод правил воспитанного человека»
Слово учителя: - Сегодня мы тоже постараемся составить «Свод правил воспитанного человека». У каждого класса он будет свой. Для этого мы все внимательно слушаем, наблюдаем и запоминаем.
Слайд №12. Встречам гостей
(По одному входят обучающиеся старших классов и каждый производит определенные действия):
1. Снимает головной убор правой рукой, левую кладет за ухо, высовывает язык (так здороваются тибетцы).
2. Приподнимает шляпу и слегка кланяется (так здороваются европейцы).
3. Подносит одну руку ко лбу, а другую к сердцу (так здороваются на востоке).
4. Произносит слова: «Здоров ли ваш скот».
5. «Я тебя вижу».
6. «Ели ли вы сегодня».
- Что делали ребята? (Ответы учащихся). Каждый из гостей сейчас в вами поздоровался.
Слайд №13. Аукцион приветствий
Каждый класс за 1-2 минуты записывает как можно больше слов приветствия. Побеждает тот класс, кто назовет слово последним.
Слайд №13. «Вот так здороваемся мы» (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)
Пламенный привет, позвольте поприветствовать вас, кого я вижу, привет честной компании, сколько лет, сколько зим, здравствуйте, привет, мое почтение, наше вам с кисточкой, хелло, салют, нижайшее почтение, привет, доброе утро, добрый вечер, здоровеньки буллы….
Слайд №14. Ситуация 1 «Как поступить?» (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)
Каждой команде предлагается ситуация, которая обсуждается и дается ответ:
- Ты идешь со своим другом по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился с ним побеседовать. Надо ли тебе здороваться? (Да, надо).
- Вы вошли в автобус (троллейбус, библиотеку, магазин, где много народу) и увидели, что впереди стоят ваши друзья. Надо ли с ними поздороваться, а если надо, то, как это сделать? (Да, надо, но кричать не следует).
- Вы часто встречаете человека, например, продавца в магазине, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Обязательно следует).
- Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? Кто подает руку первым, старший младшему или младший старшему? (Младший, старший младшему).
- Кто подает руку первым, мальчик девочке, мужчина женщине? (Девочка мальчику, женщина мужчине).
Слово учителя: - Мнения ваши расходятся. Французы говорят, что «Здоровается тот, кто вежлив».
Слово учителя: А сейчас попробуем определить, о чем пойдет речь дальше. Готовы?
Слайд №15. Сценка «Непрошенный гость»
(Книга «Классные часы на темы этикета 5–11 классы. Стр. 21)
- Догадались, о чем пойдет речь?
Слайд №16. Страница гостеприимная. «Гость в дом – радость в нем»
Слово учителя:
(Каждая команда получает задание, вытянув билетик, на котором записаны слова: гость, пословица, приглашение в гости, хозяева, гости и выполняет задание). (За каждый правильный ответ команды получают улыбку).
1. Кого называют гостем? Подберите как можно больше однокоренных слов к слову гость.
2. Назовите как можно больше этикетных форм приглашения в гости.
3. Продолжите пословицы о гостеприимстве: хозяин весел и гости…, прямой болван, что пришел …, гость не кость, за дверь не …, для милых гостей поломать…..
4. Назовите правила для гостей.
5. Назовите правила для хозяев.
Слайд №17. Страница Ситуативная «Как поступить?»
Слово учителя: - Сейчас командам будут предложены ситуации, после которых вы должны ответить на вопрос, какие ошибки были допущены хозяевами и гостями? Названные ошибки не повторяем
1. Инсценировка басни И.А.Крылова «Демьянова уха»
2. Инсценировка
Миша: Здорово, Илья, с днем рождения тебя.
Илья: Разве я тебя приглашал? Ну, ладно, проходи. Это что? Подарок? (протягивает руки).
Миша: Нет, это альбом с марками. Не тебе. Мы с Олегом меняться будем. (Входит Олег).
Ира: Олег, мы тебя уже минут сорок ждем.
Олег: Ничего же не случилось? Ух ты, вот это тортило! Отрежь-ка мне кусочек.
Ира: Да мы до торта еще не добрались.
Олег: А мне какое дело! Я сладенькое люблю. (Съедает торт).
3. Инсценировка
Лена: Маша, ты идешь к Кате на день рождение?
Маша: Да, конечно! У нее всегда так весело.
Лена: А что ты ей подаришь?
Маша: О, я нашла такой альбом по живописи, она от радости прыгать будет. А ты что?
Лена: Не знаю еще. Клетку для птицы подарю, она у меня все равно без дела стоит.
Маша: А зачем ей? У нее все равно птицы нет.
Лена: Да куплю что-нибудь.
Ошибки:
- Хозяин очень навязчив. Нельзя так угощать человека.
- Миша пришел без приглашения и без подарка.
- Не поздоровался с присутствующими.
- Олег опоздал и не извинился. Требовал угощения.
- Подарок должен приносить радость.
- Дарить нужно то, что нравится, а не то, что самим негоже.
- Дарим командам улыбки.
Слайд №18. Инсценировка
По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.
"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.
"Разве?" - удивился тот.
"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".
"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".
- О каких правилах говорил старичок?
Запишите свои правила вежливости в «Свод правил воспитанного человека». (Каждый класс записывает правила, составляет сборник).
Слайд №19. Презентация сборников
Слайд №20
Последнее правило мы запишем все вместе, но сначала посмотрим еще одну сценку.
Серёжа: Добрый день, Ирочка!
Ира: Добрый день, Серёжа! Что это с тобой?
С: Надо же быть вежливым. А что это ты без шапочки? Ты же недавно болела?
И: Я тебя не узнаю, Серёжа!
С: Как не узнаёшь? С уроками справилась? А то я помогу?
И: Справилась, спасибо!
С: А задачу решила?
И: Даже несколько!
С: Ирочка, дай мне списать. Я учительнице сдам. Перехитрим!
И: Это будет не хитрость, а обман!
С: Тебе жалко! Я с тобой здоровался, здоровьем интересовался, а ты…
И: Теперь мне понятно, почему ты был таким вежливым!
С: Ну, Ирка, жадина! На перемене получишь!
Слайд №21. Настоящая вежливость - это не только благородные слова, но и поступки
Даже дети знают: некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.
Но порой его мы забываем,
И в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости
Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».
И не каждый вспоминать готов
Смысл сокровенных добрых слов.
Слово - как молитва, попроси.
Этим словом: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова.
Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!
Слайд №22 Я тоже благодарю вас за сотрудничество, Спасибо!
Использованные источники
- Антонов А."Вежлив Витя или нет".
- Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск №2. ТЦ Сфера. 2003 г.
- Заходер Б. «Очень вежливый индюк».
- Крылов И.А. «Демьянова уха».
- Маршак С.Я. «Угомон».
- Матюхина Ю.А. Классные часы на темы этикета. Москва «Планета» 2011 г.
- Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск №4. ТЦ Сфера 2002 г.
- topevent.ru/calendar/january/den_spasibo.php