Урок вежливости (с презентацией)

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6


Класс: 5-6.

Цель: в увлекательной форме познакомить обучающихся с правилами этикета.

Задачи:

  • знают историю происхождения слова этикет;
  • определяют основные правила поведения в общественных местах, приемы гостеприимства;
  • повышают мотивацию к овладению культурой поведения;
  • создают грамоту вежливого человека.

Ожидаемые результаты:

  • знают нормы и правила поведения в общественных местах;
  • учатся общаться со взрослыми и сверстниками;
  • определяют тему и цель занятия;
  • умеют отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, анализировать, сравнивать.

Оборудование: презентация, сундучок «Добрые слова», раздаточный материал, улыбки, грамоты.

Ход занятия

1. Мотивационный этап: игра «Внимание, пожалуйста!»

- Ребята, я буду обращаться к вам с просьбами, но вы должны выполнить только те, где звучит слово «пожалуйста»

- Поднимите левую руку.

- Поднимите правую руку, пожалуйста.

- Прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста.

- Закройте глаза, пожалуйста.

- Дотроньтесь до плеча соседа.

- Посмотрите друг на друга.

- Улыбнитесь друг другу, пожалуйста.

- Улыбка будет самым главным гостем на нашем занятии.

Слайд №1 Улыбки

(Звучит песня «Если вы, нахмурясь…»)

Слайд №2

2. Ученик читает стихотворение Я.Бжехви (в переводе Б.Заходера)

“Очень Вежливый Индюк”.

Объявился в доме вдруг очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не меньше
Он кричал:” Эй вы, невежи! Заходите, что ли в гости поучиться вежливости”.
“Я и сам, - кричал Индюк, - Доктор Вежливых Наук
И жена моя пример замечательных манер.
Даже, когда спит она видно, что воспитана.
Не стесняйся ты, Осел. Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо.
Ты не будь свиньёй, Свинья. Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты свое свиное рыло”.

Как ни бился он, однако к Индюку никто не шел.
Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел.
Посинел Индюк от злости:
“Не идут, нахалы, в гости! Зря пропали все труды.
Все они балда-балды!”
И добавил свысока своего величия:
“Не усвоили, скоты, правила приличия!”

- Чему не надо, ребята, учиться у индюка? А почему?

- А сейчас попробуем определить, о чем пойдет сегодня речь? Кто говорил такие слова: «Ребята, давайте жить дружно»?

- К нам в гости пришел наш друг кот Леопольд, он поиграет с нами в игру. (Выходит ученик и проводит игру)

Слайд №3

3. Игра с залом «Я начну, а ты продолжи…»

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого …(«спасибо»).
Зеленеет старый пень,
Когда услышит … («добрый день»).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … («здравствуйте»).
В любой стране на прощание
Всегда говорят … («до свидания»)
- О чем будем говорить? (О вежливости, о вежливых словах).

4. Определение темы занятия

Слайд №4. Стихотворение Самуила Маршака «Угомон» (инсценирование).

Что случилось нынче в школе,
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся пятый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: «Ребята, тише!»
«Тише!» - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
«Тише! Тише!» - закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише! Тише! Тишина!» -
Крикнул Игорь у окна.
«Замолчите!» - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон…
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
«Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!»

Определение цели занятия:

- Чему будем учиться?

- Ребята, знакомая ситуация? Часто так бывает в классе?

О чем еще пойдет сегодня разговор? Мы будем учиться быть вежливыми.

Слайд №5. Тема «Урок вежливости»

- Сегодня мы полистаем кодекс хороших манер и правил поведения, отправимся в страну, которой нет на глобусе, а называется она Этикет. Что такое этикет? Откроем словарь и прочитаем:

Слайд №6. Этикет –…….

- Как же появилось это слово?

Слайд №7. Страница историческая. Портрет Людовика 14

Слово учителя: - На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14, имевшего прозвище Король-солнце, гостям вручили карточки-этикетки, с перечислением некоторых правил поведения. Вот сейчас вы тоже получите такие карточки-этикетки.

Слайд №8. Игра «Сундучок добрых слов»

Задание: команда (класс) получает карточку-этикетку, один читает, а все хором отвечают. (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)

- В день, пожалуй, раз до ста говорите слово….пожалуйста.

- Нельзя грубить и чваниться, знакомым надо …. кланяться.

- Если вы друзей уважаете, при встрече спросите, ….как поживаете.

- Забудьте слово лень, говорите чаще …..добрый день.

- Когда вас бранят за шалости, говорите ….простите, пожалуйста.

- Знакомые слова? Часто ли мы их произносим?

Слайд №9. Чтение стихотворения А.Антонова "Вежлив Витя или нет"

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
"Извините, я ошибку признаю".
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
"Извините, я немного опоздал".
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

- Можно ли Витю назвать вежливым? Каждого ли человека можно назвать вежливым?

(Ребята высказывают свое мнение. (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)

Слайд №10. Страница историческая. Портрет Петра 1

Слово учителя: - В России Петр 1 написал книгу «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению», по которой дворяне учились светским манерам.

Слайд №11. «Свод правил воспитанного человека»

Слово учителя: - Сегодня мы тоже постараемся составить «Свод правил воспитанного человека». У каждого класса он будет свой. Для этого мы все внимательно слушаем, наблюдаем и запоминаем.

Слайд №12. Встречам гостей

(По одному входят обучающиеся старших классов и каждый производит определенные действия):

1. Снимает головной убор правой рукой, левую кладет за ухо, высовывает язык (так здороваются тибетцы).

2. Приподнимает шляпу и слегка кланяется (так здороваются европейцы).

3. Подносит одну руку ко лбу, а другую к сердцу (так здороваются на востоке).

4. Произносит слова: «Здоров ли ваш скот».

5. «Я тебя вижу».

6. «Ели ли вы сегодня».

- Что делали ребята? (Ответы учащихся). Каждый из гостей сейчас в вами поздоровался.

Слайд №13. Аукцион приветствий

Каждый класс за 1-2 минуты записывает как можно больше слов приветствия. Побеждает тот класс, кто назовет слово последним.

Слайд №13. «Вот так здороваемся мы» (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)

Пламенный привет, позвольте поприветствовать вас, кого я вижу, привет честной компании, сколько лет, сколько зим, здравствуйте, привет, мое почтение, наше вам с кисточкой, хелло, салют, нижайшее почтение, привет, доброе утро, добрый вечер, здоровеньки буллы….

Слайд №14. Ситуация 1 «Как поступить?» (За каждый правильный ответ команды получают улыбку)

Каждой команде предлагается ситуация, которая обсуждается и дается ответ:

- Ты идешь со своим другом по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился с ним побеседовать. Надо ли тебе здороваться? (Да, надо).

- Вы вошли в автобус (троллейбус, библиотеку, магазин, где много народу) и увидели, что впереди стоят ваши друзья. Надо ли с ними поздороваться, а если надо, то, как это сделать? (Да, надо, но кричать не следует).

- Вы часто встречаете человека, например, продавца в магазине, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Обязательно следует).

- Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? Кто подает руку первым, старший младшему или младший старшему? (Младший, старший младшему).

- Кто подает руку первым, мальчик девочке, мужчина женщине? (Девочка мальчику, женщина мужчине).

Слово учителя: - Мнения ваши расходятся. Французы говорят, что «Здоровается тот, кто вежлив».

Слово учителя: А сейчас попробуем определить, о чем пойдет речь дальше. Готовы?

Слайд №15. Сценка «Непрошенный гость»

(Книга «Классные часы на темы этикета 5–11 классы. Стр. 21)

- Догадались, о чем пойдет речь?

Слайд №16. Страница гостеприимная. «Гость в дом – радость в нем»

Слово учителя:

(Каждая команда получает задание, вытянув билетик, на котором записаны слова: гость, пословица, приглашение в гости, хозяева, гости и выполняет задание). (За каждый правильный ответ команды получают улыбку).

1. Кого называют гостем? Подберите как можно больше однокоренных слов к слову гость.

2. Назовите как можно больше этикетных форм приглашения в гости.

3. Продолжите пословицы о гостеприимстве: хозяин весел и гости…, прямой болван, что пришел …, гость не кость, за дверь не …, для милых гостей поломать…..

4. Назовите правила для гостей.

5. Назовите правила для хозяев.

Слайд №17. Страница Ситуативная «Как поступить?»

Слово учителя: - Сейчас командам будут предложены ситуации, после которых вы должны ответить на вопрос, какие ошибки были допущены хозяевами и гостями? Названные ошибки не повторяем

1. Инсценировка басни И.А.Крылова «Демьянова уха»

2. Инсценировка

Миша: Здорово, Илья, с днем рождения тебя.

Илья: Разве я тебя приглашал? Ну, ладно, проходи. Это что? Подарок? (протягивает руки).

Миша: Нет, это альбом с марками. Не тебе. Мы с Олегом меняться будем. (Входит Олег).

Ира: Олег, мы тебя уже минут сорок ждем.

Олег: Ничего же не случилось? Ух ты, вот это тортило! Отрежь-ка мне кусочек.

Ира: Да мы до торта еще не добрались.

Олег: А мне какое дело! Я сладенькое люблю. (Съедает торт).

3. Инсценировка

Лена: Маша, ты идешь к Кате на день рождение?

Маша: Да, конечно! У нее всегда так весело.

Лена: А что ты ей подаришь?

Маша: О, я нашла такой альбом по живописи, она от радости прыгать будет. А ты что?

Лена: Не знаю еще. Клетку для птицы подарю, она у меня все равно без дела стоит.

Маша: А зачем ей? У нее все равно птицы нет.

Лена: Да куплю что-нибудь.

Ошибки:

  • Хозяин очень навязчив. Нельзя так угощать человека.
  • Миша пришел без приглашения и без подарка.
  • Не поздоровался с присутствующими.
  • Олег опоздал и не извинился. Требовал угощения.
  • Подарок должен приносить радость.
  • Дарить нужно то, что нравится, а не то, что самим негоже.
  • Дарим командам улыбки.

Слайд №18. Инсценировка

По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.

"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.

"Разве?" - удивился тот.

"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".

"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".

- О каких правилах говорил старичок?

Запишите свои правила вежливости в «Свод правил воспитанного человека». (Каждый класс записывает правила, составляет сборник).

Слайд №19. Презентация сборников

Слайд №20

Последнее правило мы запишем все вместе, но сначала посмотрим еще одну сценку.

Серёжа: Добрый день, Ирочка!

Ира: Добрый день, Серёжа! Что это с тобой?

С: Надо же быть вежливым. А что это ты без шапочки? Ты же недавно болела?

И: Я тебя не узнаю, Серёжа!

С: Как не узнаёшь? С уроками справилась? А то я помогу?

И: Справилась, спасибо!

С: А задачу решила?

И: Даже несколько!

С: Ирочка, дай мне списать. Я учительнице сдам. Перехитрим!

И: Это будет не хитрость, а обман!

С: Тебе жалко! Я с тобой здоровался, здоровьем интересовался, а ты…

И: Теперь мне понятно, почему ты был таким вежливым!

С: Ну, Ирка, жадина! На перемене получишь!

Слайд №21. Настоящая вежливость - это не только благородные слова, но и поступки

Даже дети знают: некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.
Но порой его мы забываем,
И в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости
Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».
И не каждый вспоминать готов
Смысл сокровенных добрых слов.
Слово - как молитва, попроси.
Этим словом: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова.
Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

Слайд №22 Я тоже благодарю вас за сотрудничество, Спасибо!

Использованные источники

  1. Антонов А."Вежлив Витя или нет".
  2. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск №2. ТЦ Сфера. 2003 г.
  3. Заходер Б. «Очень вежливый индюк».
  4. Крылов И.А. «Демьянова уха».
  5. Маршак С.Я. «Угомон».
  6. Матюхина Ю.А. Классные часы на темы этикета. Москва «Планета» 2011 г.
  7. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск №4. ТЦ Сфера 2002 г.
  8. topevent.ru/calendar/january/den_spasibo.php