Креативное мышление в преподавании английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


Иностранный язык становится с одной стороны, средством получения профессиональной или иной информации, а с другой стороны, средством осуществления коммуникации. Однако об эффективной коммуникации можно говорить лишь в том случае, если человек правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от педагогов и психологов можно слышать, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает критическим мышлением.

Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.

Как же обеспечить развитие критического мышления на уроках иностранного языка? С одной стороны, это сложно, т.к. в силу своей специфики овладение данным предметом требуется большого объема «внешне созданной» репродуктивной среды. Однако преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось творческим характером, большей направленностью на создание своих собственных речевых продуктов. Все это, несомненно, требует креативности, самостоятельности и критичности мышления. Исходя из данной позиции, считаем использование приемов технологии критического мышления на уроках английского языка настолько же простым, как и необходимым.

Можно выделить следующие формы работы над развитием творческих умений:

  • практические занятия,
  • использование песен и стихов,
  • домашние задания,
  • ведение дневников,
  • применение компьютерных программ,
  • защита рефератов и проектов,
  • деловые игры, конференции,
  • работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.

Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного металла, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т.д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.

Модель современного образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познава­тельной деятельности.

Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн, американский психолог и в прошлом президент американской психологической ассоциации разработала эффективную программу обучения навыкам `критического мышления`. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд).

Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию либо формированию убеждения».

Д.Халперн, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:

  • анализ / выводы;
  • выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
  • установление и создание, поиск аналогий, метафор;
  • активизация ранее приобретенных знаний;
  • активизация причинно-следственных отношений;
  • анализ значимости;
  • сравнение — сопоставление — противопоставление;
  • применение в реальных условиях;
  • контраргументация;
  • оценка и ее достоверность / валидность;
  • обобщение идей;
  • изучение других точек зрения.

П.Бонни выделяет такие умения, относящиеся к критическому мышлению, как:

  • нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;
  • определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;
  • нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;
  • установление проблемы в тексте информации.

Это означает, что обучающиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

  1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.
  2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.
  3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от исходной до конечной точек маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
  4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Таким образом, критическое мышление значит "искусство суждения, основанное на критериях". Развитие критического мышления - это «...технология в обучении, ориентированная на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие его творческого потенциала, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».

Мы считаем возможным использование приема «кластеры» (от английского слова cluster, т.е. гроздь). Суть данного приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо явления, систематизируется в виде кластеров (гроздьев) вокруг этого ключевого понятия. Ассоциации, возникающие в связи с этим понятием, выводятся и систематизируются в виде своего рода опорных схем. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими явлениями, так и грамматическими.

Рис.1 слайд из презентации «Прием кластер»

1. «Глагол»

2. «Известные люди англоязычных стран»

Фаза осмысления содержания (realizationofmeaning). На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. На данной стадии используют прием «Инсерт», (аббревиатура, которая в переводе с английского означает: само активизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления). Этот прием помогает добиться выполнения лексических и грамматических задач. Например, при работе над темой «Защита окружающей среды» предлагаю контроль «Контроль за состоянием окружающей среды в Великобритании». Студенты извлекают информацию, делают пометки, заполняют предложенную таблицу. Следующая задача педагога – обучение оценочному высказыванию с использованием структуры:

1. I think that … (я думаю, что …)

2. I didn’tknow that … (я не знал, что …)

3. In my opinion … (по моему мнению …)

4. It is new for me that … (для меня это новость …)

5. I don’t understand why …(я не понимаю, почему …)

На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Рис.2 слайд из презентации

1. «Инсерт»

2. Прием “обучение оценочному высказыванию”

Фаза рефлексии (reflection). Этот этап включает в себя размышление, рождение какого-то нового знания, а также постановка новых целей обучения. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексия активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.

На данном этапе мною активно используется мой любимый прием - синквейн.

Происходит от французского слова «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1. (Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. (Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными); 3. (Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами); 4. (Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы).

Рис. 3 слайд из презентации Пример приема «Синквейн»

Кроме того на данной фазе использую прием «сравнительная таблица», который является чрезвычайно важным способом повторить, обобщить и еще раз осмыслить полученную информацию.

Рис. 4 слайд из презентации

1. Прием «сравнительная таблица»

Из всего опыта работы над данной технологией можем сказать, что технология развития «критического мышления» имеет большое количество положительных черт и ее можно смело внедрять в практику обучения иностранными языками.

Положительными моментами данной технологии можно считать следующие:

  • Приемы данной технологии дают учащемуся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: поскольку любое из них будет важным для дальнейшей работы.
  • Преподаватель же имеет возможность сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
  • Технология РКМ (развитие критического мышления) осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.

Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно, эти изменения влекут за собой определенные трудности в объективном оценивании успешности детей. Не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. По мнению Выготского Л.С. «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Технология критического мышления дает обучаемому:

1. Умение работать в сотрудничестве с другими.

2. Умение ответственно относиться к собственному образованию.

3. Повышение эффективности восприятия информации.

4. Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

5. Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю возможность:

1. Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества.

2. Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности.

3. Помочь обучающимся стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность.

В основе технологии - трехфазовая структура урока.

Стадия 1. Фаза вызова (evocation).На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановка обучающимися собственных целей обучения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». Учителю очень важно на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Важным и трудным моментом данного этапа считаю не поправлять, не критиковать мнение учащихся, не навязывать им свои взгляды. На данной стадии считаем эффективным использование приема «вопросительного слова», который позволяет решить 2 задачи одновременно – извлечение информации и развитие навыков составления вопросительных предложений.

При изучении темы «Learning more about London», задаю вопрос: Что бы вы хотели узнать о Лондоне. На доске вопросительные слова: Что? Где? Почему? Сколько? Кто? Ученики составляют вопросы, записывают их на доске. В ходе чтения текста учащиеся извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы, поставленные ими же. Допускается также работа с картой и другими ресурсами.

На этом же этапе считаю возможным использование приема «кластеры» (от английского слова cluster, т.е. гроздь). Суть данного приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо явления, систематизируется в виде кластеров (гроздьев) вокруг этого ключевого понятия. Ассоциации, возникающие в связи с этим понятием, выводятся и систематизируются в виде своего рода опорных схем. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими явлениями, так и грамматическими.

Стадия 2. Фаза осмысления содержания (realization of meaning). На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова обучающиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес, созданный во время фазы вызова. На данной стадии используют прием Инсерт, Insert - в переводе означает - системная разметка для эффективного чтения и размышления. Этот прием помогает добиваться выполнения лексических и грамматических задач. Обучающиеся извлекают информацию, делают пометки, заполняют предложенную таблицу.

Следующая задача педагога – обучение оценочному высказыванию с использованием структуры:

I think that … (я думаю, что …)

I didn’t’t know that … (я не знал, что …)

In my opinion … (по моему мнению …)

It is new for me … (для меня это новость …)

I don’t understand why …(я не понимаю, почему …)

На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. Данная форма работы, как известно, способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Стадия 3. Фаза рефлексии (reflection). Этот этап включает в себя размышление, возникновение какого-то нового знания, а так же постановку новых образовательных целей. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их, как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.

На данном этапе на уроках активно используется наиболее творческий прием - синквейн.

Происходит от французского слова «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1. (Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. (Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными); 3. (Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);

4. (Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы).

Таким образом:

  • приемы технологии критического мышления предоставляют обучающемуся возможность свободно высказывать свою точку зрения по изучаемой теме, не испытывая страха фиксировать все высказывания, поскольку любое из них будет ценным для дальнейшей работы.
  • учитель имеет возможность сочетать индивидуальную, парную и групповую работу; индивидуальная - позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая – услышать другие мнения, публично изложить свое собственное.
  • cформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.

Приложение

Использованные ресурсы

  1. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/09/24/primenenie-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo
  2. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2015/01/06/razvitie-kreativnogo-myshleniya
  3. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/02/07/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na
  4. Выготский Л.С. Психология и учитель. Электронная библиотека МГППУ.
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
  6. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб. 2000. – 512 с.