Направленность: художественно-эстетическое.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Количество часов в год: 36 ч.
Пояснительная записка
Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Обрывная аппликация - вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки.
Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
- Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
- Аппликация из круга - это вид аппликации, когда круг превращается в образ.
- Знакомство с оригами - пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
Цели:
- Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.
- Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.
Задачи:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Продолжительность занятий: 25 мин.
Форма - тематическая совместная деятельность.
Формы и методы работы:
- Беседа
- Рассказ
- Рассматривание иллюстрации
- Показ образца выполнения последовательности работы
- Презентация
Планируемый результат реализации кружка «Бумажные фантазии»
- проведение выставок детских работ
- Мастер-класс «Превращение кораблика» (оригами)
- Совместная выставка работ детей и родителей
Тематическое планирование
Сентябрь
Тема |
Задачи |
Материал |
|
1 |
«Волшебные свойства бумаги» |
Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. |
Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. Картинки. |
2 |
Мозаичная аппликация: «Гусеница» |
Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали. |
Полоски, квадраты, ножницы, клей, салфетки. |
3 |
Техника «Бумажный комочек» |
Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного |
Листы бумаги, разной формы листы, карандаш, клей. |
4 |
«Пингвин» |
Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка;
|
Цветная бумага черного. голубого цвета, клей, ножницы. |
Конструирование из бумажных полосок
Октябрь
Тема |
Задачи |
Материал |
|
1 |
«Бабочка» |
Учить изготавливать бабочку при помощи бумажных полосок. Учить закреплять полоску в виде петли. |
Картонная заготовка бабочки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
2 |
«Рыбка» |
Продолжать учить детей делать петлю при помощи бумажной полоски. |
Картонная заготовка рыбки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
3 |
«Осеннее дерево» |
Совершенствовать умение детей в изготовлении поделки при помощи бумажной полоски. |
Коричневая бумага для изготовления ствола и веток дерева, зелёные, жёлтые полоски для листьев, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
4 |
«Лебёдушка» |
Закреплять умение делать поделку при помощи бумажной полоски |
Картонная заготовка лебедя, полоски белого цвета, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой
Декабрь
1 |
«Русская красавица» |
Учить детей создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя её характерными деталями. Учить детей складывать лист бумаги гармошкой, проглаживая сгибы. Совершенствовать технику вырезания по шаблону. Развивать интерес к народным игрушкам. |
Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
2 |
«Снеговик» |
Продолжать учить изготавливать поделку из бумаги, сложенной гармошкой , аккуратно проглаживая сгибы. |
Бумага белого цвета, цветная для декора, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
3 |
«Ёлочка» |
Совершенств умения детей в складывании бумаги гармошкой. Разрезать гармошку на 4 части, склеивая края на двухсторонний скотч. |
Картон синего цвета, сложенный в форме открытки, бумага зелёного цвета, ножницы, двухсторонний скотч, салфетки. |
4 |
«Гирлянда» |
Закреплять умения детей складывать бумагу гармошкой. |
Цветная бумага. |
Конструирование из смятых комочков бумаги
Январь
1 |
«Деревья зимой» |
Учить детей комкать бумажную салфетку в виде шарика., аккуратно пользоваться клеящим карандашом при наклеивании шариков. Воспитывать эстетический вкус. |
Лист чёрного картона, бумажные салфетки, клеящий карандаш. |
2 |
«Птицы в кормушке» |
Продолжать учить детей делать поделку из комочков из смятой бумаги. |
чёрного и красного цвета, клеящий карандаш. |
3 |
«Рукавичка» |
Закреплять умения детей делать комочки из смятой бумаги. |
Шаблон рукавички, белые салфетки, клеящий карандаш |
Февраль
1 |
«Зайчики» |
Учить детей способом оригами делать зайца. Учить аккуратно и правильно делать сгибы. |
Бумага белого цвета. |
2 |
«Собачка с косточкой» |
Продолжать учить детей делать поделку способом оригами. Обращать внимание на ровное сгибание бумаги. |
Бумага коричневого цвета. |
3 |
«Кораблик» |
Продолжать учить детей делать поделку способом оригами |
Бумага белого цвета |
4 |
«Весёлые гномики» |
Совершенствовать знания детей при работе с бумагой. Продолжать учить делать поделку способом оригами. |
Цветная бумага |
Март
1 |
«Букет цветов» |
Учить детей симметрично вырезать цветы. Закручивать края для придания объёма. |
Бумага белого и зелёного цветов, клеящий карандаш. |
2 |
«Цветы для украшения» |
Закреплять умение сгибать бумагу в форме гармошки, склеивая края придать форму цветка. |
Цветная бумага, клеящий карандаш, степлер. |
3 |
«Подснежники» |
Учить детей делать цветок подснежника из ватных дисков. Вырезать цветок по контуру, а затем отгибать края, придавая цветку объём. |
Ватные диски, зелёная бумага, клеящий карандаш. |
4 |
«Тюльпаны» |
Учить детей делать объёмные цветы тюльпанов. Учить симметричному вырезанию лепестков, с наклеиванием. Дополнять работу листьями и стеблями. |
Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы. |
Апрель
1 |
«Скворечник на дереве» |
Учить детей приёмом закручивания бумаги делать ствол дерева, Веточки выполнять техникой закручивания полоски на карандаш. Дополнить композицию скворечником и птицей. |
Голубой картон, цветная бумага, птичка, клеящий карандаш. |
2 |
«Солнышко и тучка» |
Закреплять навык детей делать лучи и дождь при помощи полосок, сложенных в виде капельки. |
Бумага жёлтого и синего цветов, клеящий карандаш. |
3 |
«Божья коровка» |
Закреплять умение делать насекомое при помощи кругов, сложенных пополам. |
Красная и чёрная бумага, клеящий карандаш. |
4 |
«Гусеница» |
Учить детей делать гусеницу при помощи колечек из бумаги. |
Цветная бумага, клеящий карандаш, картон для основания, карандаш зелёного цвета. |
Май
1 |
«Фрукты в вазе» |
Продолжать учить детей работать в техники объёмной аппликации. Продолжать сочетать различные приёмы для создания красивой композиции. |
Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка. |
2 |
«Букет цветов» |
Закреплять умение детей создавать буке всеми изученными способами. |
Цветная бумага, картон, трафарет вазы, ножницы, клеящий карандаш, салфетка. |
3 |
Итоговое занятие по замыслу |
Учебные и методические пособия. Интернет-ресурсы
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Ханна Линд. Бумажная мозаика. - М: Айрис-Пресс, 2007 г.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. - М: Айрис-пресс, 2012 г.
- Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. - Ярославль: Академия развития, 2011 г.
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. - М: Из-во Оникс, 2010 г.
- Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. - М.: Эксмо.