Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажные фантазии"

Разделы: Дополнительное образование


Направленность: художественно-эстетическое.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Количество часов в год: 36 ч.

Пояснительная записка

Ручной труд - универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Обрывная аппликация - вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки.

Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.

  • Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
  • Аппликация из круга - это вид аппликации, когда круг превращается в образ.
  • Знакомство с оригами - пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Программа кружка построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.

Цели:

  • Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.
  • Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.

Продолжительность занятий: 25 мин.

Форма - тематическая совместная деятельность.

Формы и методы работы:

  • Беседа
  • Рассказ
  • Рассматривание иллюстрации
  • Показ образца выполнения последовательности работы
  • Презентация

Планируемый результат реализации кружка «Бумажные фантазии»

  • проведение выставок детских работ
  • Мастер-класс «Превращение кораблика» (оригами)
  • Совместная выставка работ детей и родителей

Тематическое планирование

Сентябрь

Тема

Задачи

Материал

1

«Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. Картинки.

2

Мозаичная аппликация: «Гусеница»

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали.

Полоски, квадраты, ножницы, клей, салфетки.

3

Техника «Бумажный комочек»

Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного

Листы бумаги, разной формы листы, карандаш, клей.

4

«Пингвин»

Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка;
Развивать мелкую моторику.

Цветная бумага черного. голубого цвета, клей, ножницы.

Конструирование из бумажных полосок

Октябрь

Тема

Задачи

Материал

1

«Бабочка»

Учить изготавливать бабочку при помощи бумажных полосок. Учить закреплять полоску в виде петли.

Картонная заготовка бабочки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка.

2

«Рыбка»

Продолжать учить детей делать петлю при помощи бумажной полоски.

Картонная заготовка рыбки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка.

3

«Осеннее дерево»

Совершенствовать умение детей в изготовлении поделки при помощи бумажной полоски.

Коричневая бумага для изготовления ствола и веток дерева, зелёные, жёлтые полоски для листьев, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка.

4

«Лебёдушка»

Закреплять умение делать поделку при помощи бумажной полоски

Картонная заготовка лебедя, полоски белого цвета, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка.

Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой

Декабрь

1

«Русская красавица»

Учить детей создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя её характерными деталями. Учить детей складывать лист бумаги гармошкой, проглаживая сгибы. Совершенствовать технику вырезания по шаблону. Развивать интерес к народным игрушкам.

Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки.

2

«Снеговик»

Продолжать учить изготавливать поделку из бумаги, сложенной гармошкой , аккуратно проглаживая сгибы.

Бумага белого цвета, цветная для декора, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки.

3

«Ёлочка»

Совершенств умения детей в складывании бумаги гармошкой. Разрезать гармошку на 4 части, склеивая края на двухсторонний скотч.

Картон синего цвета, сложенный в форме открытки, бумага зелёного цвета, ножницы, двухсторонний скотч, салфетки.

4

«Гирлянда»

Закреплять умения детей складывать бумагу гармошкой.

Цветная бумага.

Конструирование из смятых комочков бумаги

Январь

1

«Деревья зимой»

Учить детей комкать бумажную салфетку в виде шарика., аккуратно пользоваться клеящим карандашом при наклеивании шариков. Воспитывать эстетический вкус.

Лист чёрного картона, бумажные салфетки, клеящий карандаш.

2

«Птицы в кормушке»

Продолжать учить детей делать поделку из комочков из смятой бумаги.

чёрного и красного цвета, клеящий карандаш.

3

«Рукавичка»

Закреплять умения детей делать комочки из смятой бумаги.

Шаблон рукавички, белые салфетки, клеящий карандаш

Февраль

1

«Зайчики»

Учить детей способом оригами делать зайца. Учить аккуратно и правильно делать сгибы.

Бумага белого цвета.

2

«Собачка с косточкой»

Продолжать учить детей делать поделку способом оригами. Обращать внимание на ровное сгибание бумаги.

Бумага коричневого цвета.

3

«Кораблик»

Продолжать учить детей делать поделку способом оригами

Бумага белого цвета

4

«Весёлые гномики»

Совершенствовать знания детей при работе с бумагой. Продолжать учить делать поделку способом оригами.

Цветная бумага

Март

1

«Букет цветов»

Учить детей симметрично вырезать цветы. Закручивать края для придания объёма.

Бумага белого и зелёного цветов, клеящий карандаш.

2

«Цветы для украшения»

Закреплять умение сгибать бумагу в форме гармошки, склеивая края придать форму цветка.

Цветная бумага, клеящий карандаш, степлер.

3

«Подснежники»

Учить детей делать цветок подснежника из ватных дисков. Вырезать цветок по контуру, а затем отгибать края, придавая цветку объём.

Ватные диски, зелёная бумага, клеящий карандаш.

4

«Тюльпаны»

Учить детей делать объёмные цветы тюльпанов. Учить симметричному вырезанию лепестков, с наклеиванием. Дополнять работу листьями и стеблями.

Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы.

Апрель

1

«Скворечник на дереве»

Учить детей приёмом закручивания бумаги делать ствол дерева, Веточки выполнять техникой закручивания полоски на карандаш. Дополнить композицию скворечником и птицей.

Голубой картон, цветная бумага, птичка, клеящий карандаш.

2

«Солнышко и тучка»

Закреплять навык детей делать лучи и дождь при помощи полосок, сложенных в виде капельки.

Бумага жёлтого и синего цветов, клеящий карандаш.

3

«Божья коровка»

Закреплять умение делать насекомое при помощи кругов, сложенных пополам.

Красная и чёрная бумага, клеящий карандаш.

4

«Гусеница»

Учить детей делать гусеницу при помощи колечек из бумаги.

Цветная бумага, клеящий карандаш, картон для основания, карандаш зелёного цвета.

Май

1

«Фрукты в вазе»

Продолжать учить детей работать в техники объёмной аппликации. Продолжать сочетать различные приёмы для создания красивой композиции.

Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка.

2

«Букет цветов»

Закреплять умение детей создавать буке всеми изученными способами.

Цветная бумага, картон, трафарет вазы, ножницы, клеящий карандаш, салфетка.

3

Итоговое занятие по замыслу

Приложение

Учебные и методические пособия. Интернет-ресурсы

  1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. - М: Айрис-Пресс, 2007 г.
  3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. - М: Айрис-пресс, 2012 г.
  4. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. - Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  5. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. - М: Из-во Оникс, 2010 г.
  6. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. - М.: Эксмо.