Одной из ключевых задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования – формирование творческой личности.
Школьники часто ждут начала изучения химии: загадочный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Однако, на этапе изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Так как это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «заучивать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, это так называемая локальная мотивация.
Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания. Ценность этого метода состоит в том, что в игровой деятельности обучающая, развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает обучающихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы учителя и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Методы обучения не ограничиваются только деятельностью одного педагога, но предполагают, что он с помощью специальных методов стимулирует и направляет деятельность учеников. Таким образом, преподавание отражает деятельность учителя и детей.
Место игры в образовательном процессе
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.
Психолого-педагогические задачи игры
- Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.
- Раскрытие творческих возможностей учащихся.
- Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.
- Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
- Воспитание чувства сопереживания друг другу.
- Формирование практических навыков.
Критерии игр
- Игра должна быть рассчитана на один урок.
- Игра должна быть простой для понимания их правил.
- Игра не должна морально устаревать.
- Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
- Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как сложилась итоговая оценка.
Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней. Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Результаты применения игровых технологий в процессе обучения
В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы обучающихся, поскольку игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых будут зависеть успешность отношений с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных ситуациях. Современный учитель должен разбираться в разнообразии существующих технологий игрового моделирования и уметь выбрать самую необходимую для решения педагогических задач.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление.
Этапы игры включают:
- Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
- Игру.
- Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
Отношение детей к организации игр на уроках:
- Игры на уроках нравятся всем без исключения.
- Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
- Дети больше всего любят групповую форму игр. По - видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
- Первое место по играм занимают уроки, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т.д.
- Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
- Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности. Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках химии:
Достоинства |
Недостатки |
1. Повышение интереса |
1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной |
2. Активизация учащихся |
2. Объяснения правил и демонстрация игры может занимать много времени |
3. Прочное усвоение материала |
3. Не для любого урока |
4. Объединение коллектива |
4. Требуют много подготовки |
5. Развитие мышления |
5. Сложности в оценке учащихся |
6. Снятие напряжения, смена деятельности |
6. Не позволяет формировать систему знаний |
7. Соревновательность, доступность |
7. Работа одних и тех же учащихся |
8. Развитие творческих способностей |
8. Возможны нарушения механизма игры, т.е. нарушение строго порядка выполнения игровых действий |
9. Формирование ответственности |
|
10. Хороший способ закрепления |
|
11. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения |
|
12. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями |
|
Список литературы
1. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках спецдисциплин. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2015.
2. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст] /Ю.Н.Лапыгин.- М.: Юрайт,2015.- 248 с.
3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
4. Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1.
5. Теория и методика обучения. Высшее образование. В.С.Кукушин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012.
6. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А.Мухина, А.А.Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010.
7. Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. 2010.
8. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2010.