Классный час на тему «Ты да я, да мы с тобой»

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: классный час


3 класс

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям, пожалуйста.

- Молодцы! Итак, начнём наш классный час.

2. Вступительное слово

- Сегодня у нас очень интересная и очень серьёзная тема для разговора. Давайте узнаем, о чём мы будем сегодня говорить.

На доске записаны в столбик слова:

  • Добрые
  • Радушные
  • Умные
  • Жизнерадостные
  • Бодрые
  • Активные

- Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам эффективно работать на уроке.

- Молодцы. А теперь попробуйте отгадать слово, которое спряталось в первых буквах. (Дружба)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе.

- Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение. (Звучит песня «Ты да я, да мы с тобой», дети подпевают).

Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.

Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Землю обойдём, потом махнем на Марс.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.

Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.

3. Беседа

Учитель: - Нет на свете человека, который не задумывался бы, что такое дружба. Заглянем в словарь С.И.Ожегова (Презентация. На слайде определение «Дружба» из словаря Ожегова).

- Давайте подумаем, чем отличаются слова « друг», «приятель», «товарищ» друг от друга (слайд в презентации).

- Догадайтесь, о ком идет речь:

- «Близкий знакомый» (приятель);

- «Человек, близкий кому-нибудь по взглядам, работе» (товарищ);

- «Тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает» (друг).

- А теперь подумайте: дружба и приятельские отношения – это одно и то же? (Нет)

- Может ли быть много друзей? (Нет. Настоящий друг только один).

- Вот сколько разных высказываний о дружбе мы услышали. Но ещё много у нас вопросов осталось!

  • А каждый ли может быть другом?
  • Что нужно делать, чтобы найти друга?
  • Каким должен быть настоящий друг?

- Давайте мы с вами постараемся создать «законы дружбы», которые и помогут нам ответить на эти вопросы

4. Обсуждение проблемных ситуаций

- Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Требуется друг».

«Требуется друг» А.Л.Барто

Все живут - не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти -
Ты во всем должна идти другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной, -
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать .
А девчонки на дыбы, говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени, уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: Срочно требуется друг.

Учитель читает стихотворение.

- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? (Потому что она думала только о себе, о том, какая выгода ей будет от дружбы с другими девочками).

- А как ей надо было себя вести, чтобы найти друга? (Заботиться о друзьях, помогать им).

- Как же будет звучать первый закон дружбы? (Ответы учащихся).

- Молодцы. Итак,первый закон дружбы:

«Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге». Учитель вывешивает на доску карточку, на которой напечатан первый закон дружбы.

- А теперь послушайте следующий текст.

Учитель читает рассказ С.Косова «Терёшка».

Заболел у Терёшки друг его, Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик – никуда не мог ходить. Он был сильно болен.

Пришёл раз Терёшка из лесу, ягод ему принёс.

- Эх, Павлик, одну поляну знаю!.. Клубники, земляники столько…

Павлик улыбается. Понимает, что Терёшка подзадоривает его, чтобы в лес пойти.

-Не дойду я, - говорит Павлик.

- Может быть, дойдешь как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна! …Лето пройдёт, а ты и ягод вдоволь не поешь. Пойдём. И гербарий нам составлять надо.

Лицо у Павлика делается печальным.

- Нет, не дойду.

Павлик молчит.

Терёшка обводит комнату глазами. Лежит Павлик один – все в поле. На столике у изголовья стоит жёлтый пузырёк с наклейкой. Рядом чашка с молоком. В доме тишина. Большая муха бьётся в закрытое окно и жужжит, жужжит без умолку.

У Терёшки начинает щекотать в носу: жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой.

Дома Терёшка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит старыми вёдрами.

- Куда она запропастилась? – ворчит он.

Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка. На другой день Терёшка появился у Павлика. К тележке он привязал толстую верёвку и обмотал её тряпками, чтобы не резало плечо.

- Павлик, выходи! Поедем за ягодами! – закричал он под окном.

Павлик вышел к нему.

- И-го-го! – заржал Терёшка, как лошадь. Стал по передку тележки бить пяткой, скрести землю ногой, будто копытом. – И-и-го-го!

- Конь, какой! – засмеялся Павлик.

- Куда ты его потащишь? Он больной! – закричала из дома мать Павлика.

- Тётя Маша, я его на дачу… в лес повезу!»

- Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? (Да).

- Почему? (Он не бросил друга в трудную минуту, помог ему).

- Подумайте, как будет звучать второй закон дружбы? (Ответы детей).

- Верно. Итак, второй закон дружбы:

«Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту».

Учитель вывешивает на доску карточку со вторым законом дружбы.

- Молодцы, хорошо поработали. А теперь послушайте следующий текст.

Учитель читает стихотворение О.Григорьева « Кто прав?».

О.Григорьев «Кто прав?»

Сегодня Клоков дежурный у нас.
Того, кто не мылся, не пустит в класс.
Коля Сизов, его старый друг,
Чтоб друга проверить, не вымыл рук.
– Пока не помоешь, – сказал ему Клоков, –
Не допущу тебя до уроков!
– Что ты! Да мы же друзья!
С друзьями ведь так нельзя!
– А разве такими руками
Здороваться можно с друзьями?

- Прав ли Клоков? (Да).

- Почему? (Надо всегда говорить правду друзьям).

- Каков же третий закон дружбы? (Ответы детей).

- Верно. Итак, третий закон дружбы:

«Всегда говори только правду другу»

Учитель вывешивает на доску третью карточку.

- А сейчас мы с вами обсудим ситуации из жизни.

Ситуация 1

«Вася и Петя играли в футбол во дворе. Петя сильно ударил по мячу и случайно попал в окно. Стекло разбилось. Из дома вышла хозяйка и стала ругать мальчика. Он испугался, заплакал и стал извиняться. А Вася струсил и убежал».

- Правильно ли поступил Вася? (Нет).

- Почему? (Нельзя бросать друга в беде, предавать его).

- Сделайте вывод: каким будет четвертый закон дружбы? (Ответы детей).

- Хорошо. Итак, четвертый закон дружбы:

«Друзей нельзя предавать»

Учитель вывешивает следующую карточку с законом дружбы.

Ситуация 2

«Ваня с первого класса дружит с Алёшей. Они вместе готовятся к урокам, гуляют, играют, посещают кружок. Ваня часто называет Алёшу «конопушкой», так как на лице у мальчика много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу».

- Какой совет вы можете дать Ване? (Не давай другу прозвищ).

- Итак, пятый закон дружбы:

«Будь вежлив с другом. Не давай ему прозвищ и кличек».

Учитель вывешивает на доске карточку с законом дружбы.

- Итак, подводя итог первой части нашего классного часа, мы сделали вывод. Что существует много законов дружбы. Мы назвали только основные из них. Постарайтесь соблюдать эти законы, и тогда станете настоящими друзьями.

5. Обсуждение нравственных качеств настоящего друга (работа в парах)

- А теперь, ребята, попробуем определить нравственные качества настоящего друга. На листах напечатаны определения, характеризующие личность. ( По одному листу на парте). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те определения, которые не подходят для настоящего друга.

  • Грубый
  • Лживый
  • Терпеливый
  • Отзывчивый
  • Равнодушный
  • Заботливый
  • Вредный
  • Жадный
  • Честный
  • Завистливый
  • Вежливый
  • Драчливый
  • Щедрый

- Перечислите, какие определения вы оставили? (Отвечает один человек от пары). Карточки с ответами прикрепляются на доску.

- Где проявляются эти качества? (В поступках).

- Мы с вами определили качества, которыми должен обладать настоящий друг. А теперь на основе этих качеств постараемся составить кодекс дружбы для нашего класса.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы (Высказывания учащихся).

На доске записано: «Кодекс дружбы. Если хочешь чтобы с тобой дружили: (Учитель в процессе высказываний учащихся записывает пункты кодекса на доске).

  • Будь верным в дружбе
  • Не поучай друга, не давай ему прозвищ
  • Разделяй с другом и радость и горе
  • Делись с другом своими успехами и неудачами
  • Всегда говори правду другу
  • Не обсуждай друга в его отсутствие
  • Уважай чувства своего друга

- Молодцы, ребята!

- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть справедливым, честным, отзывчивым, надо стремиться больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и обязательно найдётся тот, кто станет тебе настоящим другом.

- Настоящие друзья должны быть терпеливыми, должны помогать друг другу, понимать друг друга, дорожить дружбой.

6. Конкурсы, задания

- А теперь, ребята, мы немного поиграем. О дружбе есть много пословиц. И первая наша игра так и называется «Собери пословицу».

Учащиеся делятся на 3 команды по 4 человека. Для каждой команды свой набор пословиц.

Учащиеся приступают к выполнению задания. Затем один человек от команды зачитывает составленные пословицы.

1 команда

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

2 команда

Друг познаётся в беде.
Человек без друзей - что дерево без корней
Один за всех и все за одного

3 команда

Дружбу помни, а зло забывай.
Для друга пироги, для врага кулаки.
Без друга в жизни туго.

- Молодцы!

- Кроме пословиц, тема дружбы отображена в произведениях детских писателей. Наша вторая игра называется «Угадай героя». Я буду вам зачитывать описание героя, а вы должны вспомнить, как его зовут, назвать произведение и автора. Отвечает один человек от команды. Если одна команда не отвечает, вопрос передаётся другой команде.

1. Вспомни имя девочки, которая на Север отправилась за другом к Снежной Королеве. (Герда, Г.Х.Андерсен «Снежная Королева»).

  • Всем знаком этот герой,
    И известно всем вокруг –
    Он большой для Гены друг.
    (Чебурашка, Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
  • Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
    (Братья Гримм «Бременские музыканты»).
  • У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он?
    (Пудель Артемон, А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
  • У этого милого медвежонка был верный друг. Он его и от пчёл спас, и из дома Кролика вытащил. Как его зовут?
    (Пятачок, А.Милн «Винни-Пух и все, все, все…»).

7. Итог занятия

- Молодцы, ребята!

- Наш классный час подошёл к концу. Давайте возьмёмся за руки и споём песенку друзей.

Звучит музыка из м/ф «Весёлая карусель». Песня «Мы едем, едем, едем..».

- Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой.

- До новых встреч!