Цель занятия: обобщить знания, полученные в течение года.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- продолжить учить детей составлять арифметические задачи и решать задачи на сложение и вычитание, записывать их с помощью цифр и арифметических знаков;
- закрепить знания о последовательности времен года, знать название текущего времени года;
- закрепить умение ориентироваться на плоскости листа;
- закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10;
- считать до 10 и далее.
Развивающие задачи:
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Предварительная работа с детьми:
- Решение логических задач, решение конструктивных задач, работа с цифрами, состав числа пределах двух меньших чисел.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
Оборудование: Магнитофон, магнитная доска, мольберт, мяч, математические пеналы.
Ход занятия
Сегодня к нам в группу пришло письмо от Феи из страны Математики. «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные занятия. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Фея!»
Послушайте загадки:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки, деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)
Какое это время года? Какое было до него? Какое время года будет следующим? В какое время года вы пойдете в школу? Как называются весенние месяцы?
Сейчас прекрасное время года, чтобы отправиться в путешествие по морю. Хотите отправиться в увлекательное путешествие по морю? На чем можно путешествовать по морю (лодка, корабль, катер). А на чем мы отправимся с вами в путешествие по морю, узнаем, если соединим цифры от 1 до 12. Мы поплывем на корабле. Сядьте поудобнее, закройте глаза. (Вот мы и в море.)
Магнитофон «Звуки моря».
Остров «Подумай». (Дети читают название острова)
Вам нужно будет решить задачки записать их цифрами и знаками:
1 задача: «Три поросенка гуляли на лужайке. Но настала осень и пришла пора строить свои домики. Наф-Наф умел строить свой домик, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось гулять на лужайке? Сколько частей в задаче (2): условие и вопрос задачи. Кто повторит условие задачи? Кто повторит вопрос задачи? Кто повторит всю задачу? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (3-1=2).
2 задача: Под елочкой росло 4 гриба. Прошел дождь и выросло еще 2. Сколько всего грибов стало расти под елкой? Из каких двух частей состоит задача? Кто повторит условие задачи? Записываем задачу с помощью цифр и знаков (4+2=6). Кто придумает задачу? (Рассматриваем примеры детских задач) Молодцы ребята! Вы правильно решили все задачи!
(включается магнитофон «Звуки моря»).
Остров «Поиграй». (игра с мячом)
Игра «Назови число больше или меньше на 1». Я буду называть числа и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч должен назвать число больше или меньше на 1, чем я скажу и бросить мяч обратно. Если ответ неправильный, необходимо покинуть общий круг
(Включается магнитофон)
Остров «Сообрази». (Название острова читают дети)
Работа с раздаточным материалом (математические пеналы).
На этом острове сильный туман, чтобы туман рассеялся вам необходимо ответить на вопросы в стихах и выложить ответы на столике с помощью цифр и знаков.
Девять кроликов в саду
Ели травку-лебеду:
Очень вкусно! Вкуснота!
Надо пригласить крота!
Сколько зверей будут есть траву? (9+1=10)
Птички учатся считать: Сколько будет 5+5?
«Пять плюс пять, конечно, два,» - подсказала им сова? (5+5=10)
Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят,
Семь бежали впереди.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка ребята,
Сколько было там цыпляток? (7+3=10)На заборе рыжий кот
Греет лапки и живот.
Он позвал еще кота
И теперь их стало (два)
Решение 1+1=2 (выкладывают на столе).
Молодцы, вы верно ответили на вопросы и туман рассеялся! Отправляемся дальше!
(«Звуки моря», меняю название острова).
Остров «Цифроград». (Ставится числовой ряд)
Дети читают название острова. На этом острове живут Цифры. Нужно правильно расставить соседей по отношению одной цифры к другой. Назовите число, которое следует за числом 2? Назовите число предыдущее к числу 5. Какое число находиться между числами 7 и 9? После какого числа идет число 6? Я слышу, что к нам приближается Цифроедка! Скорее прячьте цифры от Цифроедки, что бы она их не съела! Молодцы, ребята, всем удалось спрятать цифры! Отправляемся дальше!
(Звучат звуки моря, меняю название острова)
Остров «Чудес»
Вот мы и приплыли к Острову «Чудес»! Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, но кто мы не знаем. Чтобы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Рисование по клетке под диктовку: 2-вверх, 2-вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 3 - вниз, 3 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 5 - вниз, 2 - влево, 2 - вверх, 1 - влево, 2 - вниз, 2 - влево, 4 - вверх, 2 - влево. Кто же охраняет этот остров? (Собачка)
С таким сложным заданием вы справились, так как вы внимательны и настойчивы. Я горжусь вами! На остров мы попали, но где же сокровища?
Смотрите, Фея оставила нам карту! По ней мы сможем найти сокровища старого замка! Нам нужно сделать 7 шагов прямо, затем повернуть на право и сделать 8 шагов вперед, повернуть на лево и сделать 3 шarа и вот она волшебная шкатулка! Открываем шкатулку, а там учебник математики. Дети, эта самая важная книга! По ней вы научитесь решать задачи, примеры. Это будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, вспомнив все задания. А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле. (включается магнитофон «Звуки моря»)
Итог: Ребята, вам понравилось путешествовать? А какие задания показались самыми трудными? С какими заданиями вы легко справились? Ребята, а вы знаете какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я и предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и 4. Подумайте, как вы сегодня занимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку. Почему, ты оценила себя на 4? Молодец, ты поступила честно. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались!