Использование потенциала и ресурсов педагогов ДОУ в условиях дистанционного обучения в качестве расширяющего образовательного пространства при организации работы с детьми, имеющими различные стартовые возможности здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Ключевые слова: дистанционное обучение


Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствами интернет-технологий, предусматривающими интерактивность.

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID 19 (весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) и принятыми мерами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни, в том числе и образовательного процесса. Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ.

Новая социально-образовательная ситуация призывает специалистов системы образования находить новые решения педагогических задач для реализации образовательного процесса и взаимодействия с детьми в формате дистанционного образования.

Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения следует учитывать ряд факторов, которые помогут продуктивной организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей в новой образовательной ситуации.

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми, с одной стороны, сложней, с другой стороны, больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагогов. Например, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения детский сад №38» на период самоизоляции выстраивает индивидуальную онлайн-работу с детьми и родителями. Помимо онлайн-занятий, педагоги присылают родителям видео занятий, своих мастер-классов, тематические презентации в чаты групп.

Нормативно-правовая база

При организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей, для проведения занятий в дистанционном формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий следует руководствоваться следующими документами:

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.13 п.2, ст.15, ст.16, ст.17, ст. 41 п.5).
  2. Приказом Министерства Просвещения России от 17.03.2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)» (п. 2.2.).
  5. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
  6. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
  7. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление от 15 мая 2013 года N26 (с изменениями на 27 августа 2015 года).
  8. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Постановление от 13 июня 2003 года N118 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 21 июня 2016 года).

Разработка локальных актов

Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения образовательной организации необходимо было разработать следующие локальные нормативные акты:

  • положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации ФГОС ДО;
  • положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных программ (на бюджетной и внебюджетной основе);
  • рекомендации для родителей по организации дистанционного образования ребенка;
  • методические рекомендации для педагогов по организации процесса взаимодействия и эффективной коммуникации с семьей ребенка, с самим ребенком в дистанционном формате; реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Дистанционное образование. Форма и правила проведения

Согласно статье 15. п.1.1. Федерального закона от 28 февраля 2012 г. №11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

  1. Дистанционное образование – образование, которое полностью или частично осуществляется с использованием компьютера и телекоммуникационных и информационных технологий и средств, которые позволяют ребенку получать образование на расстоянии.
  2. Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи педагога и ребенка. Во время онлайн-обучения ребенок может смотреть занятие в видеозаписи или в прямой трансляции.

То есть существует два режима:

  1. Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
  2. Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов в нашем МДОУ работа выстраивалась поэтапно:

  1. Составили расписание и режим дня для группы или для каждого ребенка индивидуально.
  2. Совместно со специалистами выстроили индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, учитывая возможности выбора уровня и вида представления материала.
  3. Разработали сценарии занятий и подготовили демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций.
  4. Перед проведением занятий предоставили семье ребенка всю необходимую информацию: время, правила проведения занятия, режим проведения, канал связи. А также уведомили родителей, какие материалы и оборудование необходимо подготовить к занятию.
  5. Организовали обратную связь с семьей по обсуждению вопросов воспитания и образования ребенка.

Психофизиологические закономерности развития ребенка и санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера

Эффективность решения педагогических задач при использовании компьютера в образовательном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований к организации рабочего места (они определены СанПиНами), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько их содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей разного возраста.

Согласно пункту 4.20 – СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны. По согласованию с родителями было принято решение организовать занятие и для детей более младшего возраста.

При организации проведения с ребенком занятия с использованием компьютера (и других гаджетов) педагогам и родителям следует руководствоваться «Методическими рекомендациями по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», разработанными ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования».

При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:

  • излучение от компьютеров;
  • изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;
  • особенности условий зрительной работы;
  • длительность и сложность различных видов работы.

Занятия с использованием электронных устройств в работе наших педагогов строго регламентировано как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Помимо онлайн-обучения мы активно используем другие формы дистанционной работы и чередуем разные виды деятельности.

Самореализация педагогов ДОУ в период самоизоляции (дистанционная форма)

  1. Проведение собраний педагогического коллектива на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций), обсуждение и выстраивание образовательного процесса, взаимодействия с семьями и детьми.
  2. Индивидуальные консультации для родителей специалистами ДОУ http://cprmo.ggtu.ru/reg/
  3. Повышение педагогического опыта педагогов через участие в дистанционных онлай-семинарах, конференциях, конкурсах.
  4. Волонтёрская деятельность педагогов с Благотворительным фондом «Одна любовь» https://xn-----6kcfbek2dpig9e3eya.xn--p1ai/
  5. Производственная практика студентов гуманитарно-педагогического колледжа по теме: «Взаимодействие с родителями (лицами их замещающими) и сотрудниками образовательной организации».
  6. проведение онлайн – занятий на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций), обсуждение и выстраивание образовательного процесса, взаимодействия с семьями и детьми.

Как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста, несомненно, важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущая все же пока только человеку, это особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё же являются ребёнок и педагог.