Конспект урока по учебному предмету «Человек» в 1-м классе для детей с ТМНР.
Цель: Расширить и уточнить представления об обуви.
Обучающие задачи:
- Формировать знания о назначении обуви, умение классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, демисезонная.
- Познакомить со способами ухода за обувью.
- Учить читать слово «обувь» с использованием технологии «глобального чтения»
Коррекционные задачи:
- Развивать мыслительные процессы на основе упражнений в классификации.
- Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие и внимание. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и уважение к матери.
- Развивать желание оказывать посильную помощь, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.
- Формировать элементарные трудовые навыки.
Оборудование:
- Кроссворд со словами – названиями обуви, где ключевым словом является «ОБУВЬ».
- Картинки-подсказки к кроссворду (сапоги, ботинки, туфли, валенки, коньки), плакат «Обувь», картинки «Времена года», карточки для индивидуальной работы «Найди обувь по сезону», мнемосхема «Алгоритм по уходу за обувью», атрибуты для трудовой деятельности – уходу за обувью: щетки, тряпочки, крем, губки, детская обувь, «чудесный мешочек».
Учитель: Сегодня на урок я принесла мешочек с загадкой. Не открывая мешок, а только ощупав его, нам надо угадать – что внутри.
Дети ощупывают мешок, высказывают свои догадки.
Учитель: Кто догадался? Что внутри мешка? (сапожок) Молодцы, вы правильно угадали, в нашем мешке сапожок.
На доске выставляется картинка (вертикальная) со словом и картинкой САПОГИ
Учитель: Какие вы догадливые. Вот вам еще несколько загадок.
Два братца. Не могут расстаться
Утром идут по дороге, а ночью спят на пороге (ботинки)
На доске выставляется картинка (вертикальная) со словом и картинкой БОТИНКИ
Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке (туфли)
На доске выставляется картинка (вертикальная) со словом и картинкой ТУФЛИ
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой
Утром – в школу, днем – домой (валенки)
На доске выставляется картинка (вертикальная) со словом и картинкой ВАЛЕНКИ
Башмаки-озорники
Мчат меня по льду реки (коньки)
На доске выставляется картинка (вертикальная) со словом и картинкой КОНЬКИ
Учитель: Молодцы, отгадали все загадки. Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось по горизонтали? ОБУВЬ
Учитель: Тема нашего урока сегодня «Обувь и уход за ней». Сегодня мы с вами познакомимся с видами обуви, ее назначением, будем учиться подбирать обувь по сезону, и правильно ухаживать за обувью.
Учитель: Кто больше назовет видов обуви? Какая бывает обувь?
Дети называют виды обуви. Если дети затрудняются, выставляется картинка с разными видами обуви.
Учитель: Посмотрите внимательно, скажите и покажите какая обувь для детей? Это детская обувь.
- Какую обувь носят мальчики и мужчины? Это мужская обувь.
- Какую обувь носят девочки и женщины? Это женская обувь.
- В какой обуви спортсмены занимаются спортом? Это спортивная обувь.
- В какой обуви мы ходим дома? Это домашняя обувь.
Вызывается один ребенок для ответа у доски на каждый вопрос. Ребенок показывает и называет соответствующую обувь.
Учитель: Как много разной обуви, давайте посчитаем – пальчиками поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь мы считать.
Раз туфли (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Два – сапожки
Три – ботинки
Четыре – босоножки
И конечно тапки – пять.
Посчитай обувь опять.
Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем поочередно пальчики)
Учитель: Какая же еще бывает обувь? Посмотрите на картинку (картинка – зима).
Запорошила дорожки, разукрасила окошки
Радость детям подарила и на санках прокатила.
- Какое это время года? Зима.
- Какую обувь мы носим зимой? Перечислите зимнюю обувь.
Дети называют зимнюю обувь.
Учитель: (выставляется картинка – лето)
Долгожданная пора
В небе радуга-дуга
Солнцем озеро согрето
Всех зовет купаться - ……. Лето.
На этой картинке время года – лето. Какую летнюю обувь вы знаете?
Дети отвечают.
Учитель: Мы назвали с вами зимнюю обувь и летнюю обувь. А какую обувь мы с вами носим осенью и весной? (картинка – осень/весна)
Дети отвечают.
Учитель: эта обувь называется – демисезонная. Обувь для осени и весны – демисезонная обувь.
Учитель: А сейчас посмотрим, как вы запомнили.
Задание на листе: Подберите к картинкам времен года соответствующую обувь. (дети соединяют картинку времени года и подходящей обуви).
- Обувь для зимы – валенки
- Обувь для лета – сандалии
- Обувь для осени и весны – резиновые сапоги.
Физминутка. Давайте и мы с вами на ножки оденем сапожки.
Нарядили ножки в новые сапожки (выставляем носочки поочередно)
Вы шагайте ножки, прямо по дорожке (ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте (топот на месте)
В грязь не заходите, сапожки не рвите (прыжки на месте)
Учитель: Шагали по лужам наши ножки, немного испачкали сапожки.
Мама увидит грязные сапожки, расстроится немножко.
Чтобы маму не огорчать, будем маме помогать? Что же делать?
Дети отвечают.
Учитель: Как надо правильно ухаживать за обувью? Что необходимо для этого? Хотите узнать?
Дети с учителем подходят к столу для практической деятельности (предварительно закрыт салфеткой)
Учитель: Давайте посмотри, какие средства и инструменты для ухода за обувью нам нужны?
Рассматривают атрибуты для практической деятельности (губка, щетка, тряпочка, крем). Учитель рассказывает о назначении предметов.
Учитель: (демонстрируется алгоритм ухода за обувью – мнемотаблица)
- очистить от грязи и пыли
- почистить обувной щеткой
- нанести крем
- отполировать губкой или мягкой тряпочкой.
Учитель: При любой работе надо соблюдать правила безопасности!
1. Рабораем аккуратно, чтобы обувной крем не попадал на одежду, в глаза.
2. После работы убрать инвентарь, вымыть руки.
Практическая деятельность
Учитель: Сегодня мы почистим обувь.
Посмотрите, как сделаю это я (учитель выполняет действия в соответствии с алгоритмом).
А теперь и вы помогайте.
- Наденьте фартуки,
- Выберите обувь, что будете чистить.
- Соблюдайте алгоритм действий.
Давайте полюбуемся нашей работой. Какие вы молодцы!
Итог
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы узнали?
- Чему вы сегодня научились.