«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.
А радость обязательно вызовет интерес к учению».
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта, успеха школьников на уроке. Такую систему мер я хотела бы вам сегодня представить.
Основой и главной идеей моей методической работы в педагогической деятельности является создание ситуации успеха.
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Это - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке:
- создание оптимальной благоприятной образовательной среды,
- доступное, интересное содержание учебного материала,
- сравнение с прежними результатами,
- использование дидактических игр,
- применение инструкционно-технологических карт,
- развитие мелкой моторики рук,
- индивидуально-дифференцированный подход к учащимся (личностно-ориентированный подход).
Виды заданий, используемые на уроках:
- парные и групповые творческие задания (интерактивные формы обучения);
- разноуровневые задания;
- усложненные задания.
В своём докладе хочу рассказать о роли игры на уроках швейного дела. В.А.Сухомлинский в своё время говорил:
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра-это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Исходя из этого, хочу сказать, что участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и прогнозирования шансов на успех.
Цель игры, проводимых на уроках швейного дела - пробудить интерес учащихся к познанию, к предмету, к труду.
Дидактическая игра - это форма обучения и управления познавательной деятельностью учащихся на уроке. Она имеет дидактическую задачу, игровые действия, правила игры, результат. Дидактическая задача игры определяется учителем и отображает его обучающую деятельность. Она реализуется через игровую задачу и осуществляется детьми. Игровая задача определяют игровые действия, а эти действия становятся задачей самого ученика. Ведь игровая деятельность является основой игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интересней для учащихся сама игра. Тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности, и по отношению к играющим учащимся. Отгадывание загадок, сборка пословиц и поговорок по опорным словам. Составление последовательности по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия. Использования принципа игры в «Домино» на уроках швейного дела. Составление и разгадывание кроссвордов.
Особое место в использовании на уроках швейного дела дидактических игр занимает организация и проведения игры. Игра можно проводить на разных этапах урока.
В начале урока цель игры заинтересовать, организовать детей. Стимулировать их активность на уроке.
Цель дидактической игры при знакомстве учащихся с новым материалом должна играть задачу помочь учащимся в освоении нового материала, заинтересовать его в получении новых знаний. Здесь он может играть поисковый характер.
При закреплении учебного материала роль игры заключается выяснении усвоения и осмысления учебного материала.
Основные правила игры.
- Следить за соблюдением правила игры. Стараться не допускать нарушений правила игры, подбадривать и побуждать к поискам ответов на вопросы.
- Во время игры проявлять максимум внимания, доброжелательности к учащимся. Чтобы неуместными замечаниями не повлиять на активность и инициативу учащихся.
- Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре учащиеся с проблемами в обучения должны чувствовать себя свободно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
- Подведение итогов игры. В подведение итогов игры может участвовать весь класс. Это необходимо для выработки самоконтроля, самооценки. Любая игра должна приносить удовольствие, радость.
Вот некоторые примеры дидактических игр, которые я применяю на уроках:
Задание 1: Прочти пословицу, которая спрятана в книжке (см. приложение 1).
Задание 2: Нужно выстроить надутые пузыри – большой, поменьше и так далее и прочитать название профессии (см. приложение 2).
Задание 3: Внимательно рассмотреть рисунок и найти инструменты портного (см. приложение 3).
Задание 4: Разгадать кроссворд, и узнать один из видов материала, который зашифрован в выделенных клетках (см. приложение 4).
Задание 5: Кроссворд «Стойкая задача», необходимо к корням слова добавить приставки и окончания, которые находятся в волшебном круге и прочитать полученные слова, которые относятся к обработке юбки (см. приложение 5).
Задание 6: Даны, таблички со словами, их нужно соединить попарно, чтобы получились самостоятельные слова по теме «Сведения о нитках» (см. приложение 6).
Задание 7: Даны, анаграммы слов по теме: «Тканевая азбука», нужно составить слова, которые относятся к тканям (см. приложение 7).
Задание 8: На плакате «Заправка верхней нити швейной машины 97 кл.» изображена швейная машина и расставлены номера последовательной заправки машины, необходимо назвать детали швейной машины. Либо можно перепутать последовательность заправки, нужно восстановить последовательность заправки верхней нити (см. приложение 8).
Задание 9: Дана последовательность обработки прямой юбки и технологические операции пошива юбки вразброс, нужно назвать номер образца, соответствующий операции обработки (см. приложение 9 а, б).
Задание 10: Дана, терминология машинных работ, необходимо карточки «содержание» расставить соответственно названию работы (см. приложение 10).
Задание 11: На плакате «Неполадки в работе швейной машины» даны графы: неполадки, причины, устранение, нужно расставить карточки «устранение» соответственно графы «причина» или наоборот – карточки «причина» соответственно графы «устранение» (см. приложение 11).
Задание 12: Плакат «Стиль в одежде», нужно установить карточки «отличия» соответственно каждому стилю, а также номер рисунка изделия (см. приложение 12).
Также основная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы адаптацию в обществе. Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес учащихся к учебной деятельности. Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработки у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала. К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия. Особое внимание следует уделить таким средствам наглядности, как натуральный образец, который по своим качествам соответствует требованиям к результату труда учащихся (см. приложение 13 а,б), и инструкционно-технологическим картам, которые представляют собой образцы выполнения отдельных операций. Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления. После общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от учащихся трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия, отвечая на вопросы учителя и начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда изучаемые изделия просты по конструкции и технологии изготовления. На каждое изделие, в беседе с учащимися, с опорой на технологическую или пооперационно-технологическую карту, составляется план пошива изделия. Учащимся предлагается рассмотреть пооперационную карту и обсудить последовательность обработки той или иной детали, при этом нужно следить, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей. Кроме этого на рабочие места можно положить соответствующий раздаточный материал, например, образцы выполнения определенных швов, виды обработки узлов изделия.
Во время практической работы следует обращать внимание учащихся на те операции, выполнение которых, как правило, вызывает затруднение.
Так же пооперационная карта незаменима при индивидуальной работе со слабыми учениками, или если при выполнении какой-либо операции допущена ошибка.
По окончании практической работы, анализ качества выполненного изделия проводится путем сравнения его с образцом. Кроме того, на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы. В заключение несколько слов о требованиях, предъявляемых к наглядности:
- наглядность должна соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся,
- быть доступной и составляться с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, наглядные пособия должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями,
- должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой.
Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению учащихся в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.
Примеры инструкционно-технологических карт, которые я использую при проведении уроков технологии:
1. Инструкционно-технологическая карта «Обработка стачного шва взаутюжку», где даны инструменты, приспособления, материалы, оборудование, последовательность операций с образцами, способы проверки качества выполняемых образцов (см. приложение 14).
Учащимся раздаются шаблоны, девочки выполняют раскрой образцов, а затем, работая по инструкционной карте, выполняют обработку стачного шва, соблюдая технические условия и проверяя качество выполняемых операций.
2. Инструкционно-технологическая карта «Обработка оборки и её соединение с изделием». В карте указаны все инструменты, приспособления, материалы, оборудование необходимые для выполнения работ, а также расписан весь ход работ, при этом на каждую операцию дана карточка с практическим выполнением данной операции (см. приложение 15 а, б).
3. Инструкционно-технологическая карта «Соединение овальной кокетки с основной деталью накладным швом». С помощью данной карты учащиеся могут самостоятельно выполнять практическое задание, при этом они внимательно читают ход работы, каждому номеру в ходе работы соответствует номер карточки с практическим выполнением данной операции, что помогает девочкам справиться с заданием (см. приложение 16).
4. Инструкционно-технологическая карта «Моделирование короткого рукава». На плакате дан рисунок рукава, показано как на выкройку рукава необходимо наносить линии моделирования, дан готовый образец смоделированного рукава на цветной бумаге (см. приложение 17).
Для создания ситуации успеха в процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П.Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».
Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).
Для этого на уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:
- навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги или ткани по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу линейки);
- навыки обработки материала (резание);
- навыки соединения деталей (соединительные швы);
- навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).
Эти навыки подразделяются на:
- безорудийные (складывание материала и т.д.)
- орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.)
Выполняя трудовые движения, учитель указывает точные пространственные характеристики их направления. В ряде случаев приходится прибегать к наглядным пособиям. После демонстрации двигательной программы приема учащиеся на своих рабочих местах упражняются в его выполнении. Вначале упражнения проводятся без материала. Повторив его несколько раз, ученики упражняются на бросовом материале. Учитель наблюдает за их действиями и, подметив типичные ошибки в позе, положении рук, рабочих движениях, останавливает работу, вновь показывает и комментирует правильное выполнение приема. Ошибочные действия показывать нецелесообразно, так как учащиеся еще не овладели приемом, и отличить правильные движения от ошибочных не могут. Единичные ошибки учитель исправляет индивидуально. Помощь может выражаться в активизации внимания, повторной устной инструкции, показе отдельного компонента приема. Иногда требует контролировать движения рук ученика в момент действия.
Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приемом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.
Занятия швейным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; различные виды восприятия, развивает глазомер, воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус.
Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки такие, как умение работать иглой, ножницами, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах.
При изготовлении изделий развиваются:
- воображение,
- внимание,
- зрительная память,
- глазомер,
- чувство формы, ритма, восприятие пространства, цвета.
Также для создания ситуации успеха на уроках технологии я применяю дифференцированный подход в обучении - это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента.
Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:
- трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;
- практическое выполнение заданий;
- энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.
Существуют условные группы обучения:
1 группа - ученики, наиболее успешно овладевшие программным материалом.
2 группа - учащиеся, которые понимают объяснения учителя, но не могут без помощи сделать элементарный вывод.
3 группа - ученики, которые с трудом осваивают программный материал и имеют низкий темп усвоения материала.
Более слабым учащимся уделяется особое внимание, задания для них имеют свои характерные особенности. Так, например:
При изучении темы: «Инструменты и приспособления»
раздаются индивидуальные карточки, в которых даны три вопроса разной сложности. В третьем вопросе нужно назвать изображённые инструменты, или приспособления, или материалы. Слабый ученик должен назвать какую-то определённую группу, например: рабочие инструменты (ручная игла, ножницы), более сильный ученик должен ответить на два вопроса, самый сильный – на три (см. приложение 18);
При изучении темы: «Правила по технике безопасности»
я разработала карточки, где в текст необходимо вставить пропущенные слова, а слова-потеряшки находятся в специальном кармашке «Словарь», который помогает девочкам в выполнении задания, что одновременно развивает и зрительную память, и логическое мышление. Более сильные ученики могут самостоятельно рассказать правила по технике безопасности при работе с иглой, ножницами, электрическим утюгом, на швейной машине, а также правила посадки за швейной машиной (см. приложение 19);
При изучении темы: «Основные линии и ориентирные точки фигуры человека»
дан плакат, на котором для слабых учеников нужно расставить карточки с названием линий соответственно проведённым линиям на фигуре человека. Средним ученикам необходимо выполнить это задание и к нему ещё добавляется – расставить карточки с описанием как проходят данные линии. Сильный ученик должен выполнить предыдущие задания плюс ещё одно задание, нужно назвать ориентирные точки фигуры человека. При этом каждое из этих заданий можно усложнить, перепутав карточки местами, а учащиеся должны исправить ошибки (см. приложение 20);
При изучении темы: «Линии чертежа полочки (спинки, юбки, воротника, цельнокроеного платья и т.д.)»
мной разработаны карточки, в которых учащиеся должны назвать буквенное обозначение данной линии на чертеже, либо наоборот: дано буквенное обозначение линии – необходимо написать название линии. Слабый ученик выполняет один вид работы, сильный – оба варианта (см. приложение 21);
При изучении темы: «Обработка воротника на стойке»
я использую раздаточный материал, в котором нужно вставить пропущенные пункты в последовательность обработки воротника или восстановить последовательность обработки воротника правильно, при этом я применяю групповой метод работы – слабый + сильный ученик. Например: в карточке 14 пунктов – сильный отвечает на два, слабый – на один пункт, при чём сильный ученик одновременно контролирует слабого, при необходимости помогает ему. Это развивает коллективизм, дружбу, взаимопомощь, сплочённость ребят (см. приложение 22).
Получается, что индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих.
Дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы. В результате обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка.
В трудовом обучении учащихся коррекционной школы рекомендуется применять бригадно-звеньевые формы работы, которые по коллективному характеру выполнения заданий наиболее близки к производственным условиям. Эти формы работы должны применяться с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Например, при пооперационном выполнении задания более способным учащимся поручают операции сложнее. Данный вариант я использую при выполнении различных практических заданий, например: при пошиве покрывал и накидок для спален, фартуков и др. Девочки учатся помогать друг другу, проверяют самостоятельно качество выполненных операций.
Таким образом реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика или отдельно взятой группы.
Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету
Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
У каждого учителя свои методические методы и приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки, учитывая особенности класса:
|
|
Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.
Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться следующих правил:
- не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика;
- подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной;
- своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности, особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика;
- использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата;
- применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д.
«Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Надо верить в каждого ребёнка, верить и любить его такого, каков он есть, стремиться сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.