Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие, подготовительная группа, русская народная сказка «Лиса и козёл»


Цель: Учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»;
  • Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители;
  • Формировать умение соотносить  образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами;
  • Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам;
  • Формировать навыки безопасного поведения.

Наглядный материал:

  • Иллюстрации к сказкам, где героиня лиса
  • Книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл»
  • Геометрические фигуры разного цвета (треугольники, круги, квадраты, прямоугольник)
  • Маски героев сказки
  • Магнитная доска

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Ход занятия

Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Обратите ваше внимание на доску и скажите, что изображено на этих иллюстрациях.

Дети: Лиса из разных сказок.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, сказки.

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лисичка сестричка», «Кот и лиса», «Колобок», «Теремок», «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Лиса и виноград», «Заюшкина избушка» и т.д.

Воспитатель: Молодцы. Дети, рассмотрев эти иллюстрации, как вы думаете, с чем я хотела вас познакомить?

Дети: С новой сказкой

Воспитатель: А вы любите сказки?

Дети: Любим.

Воспитатель: А вы хотите познакомиться с русской народной сказкой?

Дети: Хотим

Воспитатель: Что бы узнать, как она называется, вам помогут загадки, которые вы должны отгадать. Слушайте первую загадку:

Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает

Дети: Лиса.

Воспитатель: Слушайте вторую загадку:

Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает
Тот того он забодает

Дети: Козёл

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, где герои – лиса и козёл.

Воспитатель:
А сейчас я вам предлагаю всем сесть на стульчики и послушать сказку.

Чтение сказки
Воспитатель:

Как называется сказка?
Кто главные герои этой сказки?
Что случилось с лисой?
Почему лиса упала в колодец?
Кто подошёл колодцу?
Что он спросил у лисы?
Что лиса ответила ему?
Почему козёл попал в тот же колодец?
Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
Как лиса выбралась из колодца?
Чем закончилась сказка?

Дети, вам понравилась сказка? А сейчас я вам предлагаю ещё раз послушать эту сказку, но слушайте внимательно и запоминайте, потому что вы её будете пересказывать.

Повторное чтение сказки

Воспитатель: Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Сегодня мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку.

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом.

Воспитатель: Какого цвета козел?

Дети: Серого.

Воспитатель: На какую фигуру похожа его голова?

Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.

Воспитатель: Хозяин на какую фигуру похож?

Дети: Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником. Использование мнемотехники. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки.

Воспитатель: Как начинается сказка? Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к ее концовке?

Дети: Спасение козла.

Воспитатель: Пересказываем по частям (один начинает, а друг продолжает).

Посмотрите, с помощью геометрических фигур, нам удалось выложить всю сказку. Хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Физминутка: движения по смыслу

Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Скажи по-другому». Я вам называю слова из сказки, а вы называете слова по-другому, как вы их понимаете. Готовы?

Как можно сказать по-другому: На ворон зазевалась

Дети: Шла и смотрела по сторонам

Воспитатель: На силу отыскали

Дети: Долго искали, с трудом

Воспитатель: Коли хочешь

Дети: Если хочешь

Воспитатель: Вон из колодца

Дети: Выйти

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Вы уже хорошо научились пересказывать сказку. Но сказку можно не только рассказывать, но и показывать по ролям, как настоящие артисты.

Вспомните слова лисы и покажите голосом.

Дети выбирают героев, надевают маски. Рассказ сказки по ролям.

Воспитатель: С какой сказкой мы с вами познакомились?

Чему же учит нас эта сказка?

Дети: Не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не быть похожими на глупого козла.

Воспитатель: Скажите, что же вам запомнилось больше всего на занятии? Воспитатель подводит итог занятия: отмечает самых активных детей на занятии, обращает внимание на ответы детей.