Самоанализ профессиональной деятельности

Разделы: Иностранные языки

Класс: д/с


Пояснительная записка

В наше время никто не сомневается, что знать как минимум один иностранный язык – это требование жизни. Изменения, произошедшие в нашем обществе за последние годы: открытие границ, расширение научно-деловых и культурных контактов, распространение средств массовой информации, огромный объем научно-технической информации, - все это явление нашего времени, с которым нельзя не считаться. Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но помогает глубже понять свою собственную, увеличивает культурный актив страны. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения.

Сегодняшний цвет жизни, повышенный интерес к изучению иностранных языков, современные требования, предъявляемые нашими потенциальными заказчиками – родителями – к образовательному процессу в образовательном учреждении обуславливают необходимость обучения детей английскому языку в раннем возрасте. Общепризнанным фактом является и то, что раннее изучение ребенком иностранного языка положительно влияет на развитие таких качеств личности как память, внимание, логическое мышление и творческую активность, помогает быстрее овладеть родным языком.

Большое значение приобретает первоначальный этап вхождения в мир иностранного языка, который, в соответствии с принципами обучения, должен быть посильным, желанным и увлекательным.

Отечественные и зарубежные психологи и педагоги признают, что одним из сложных вопросов обучения детей неродному языку является проблема мотива. Почему малыш так легко и быстро начинает говорить на родном языке? Для него это необходимо и доставляет удовольствие, так как дает возможность взаимодействовать с окружающими его людьми. И через это взаимодействие – познавать мир, получать необходимую и интересующую его информацию, делиться накопленными знаниями и впечатлениями с близкими. Мир открыт и исследован им адекватно возрасту. Накоплен определенный запас представлений о ближайшем непосредственном окружении. Известны названия предметов, их отдельных частей, отличительные признаки. Налажены связи между словом и образом, развита способность правильно воспринимать и понимать. И если мы заставим ребенка снова пройти через все только для того, чтобы выучить еще один язык, это может оказаться непосильной и скучной задачей для него, ввиду того что, согласно Л.С.Выготскому, «усвоение иностранного языка идет путем, противоположным тому, которым идет развитие родного… Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с сознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх. В то время как развитие иностранного идет сверху вниз».

Становясь одновременно целью и средством обучения, иностранный язык требует нахождения определенных, отличных от других предметов методов его преподавания и ставит их в зависимость от возраста обучаемых. Именно поэтому требуется большое искусство со стороны родителей, воспитателей, педагогов (чтобы впоследствии не отбить интерес у ребенка к изучаемым предметам) правильно организовать обучение, учитывая специфику иностранного языка.

Цели и задачи педагогической деятельности

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.

2. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т.д.)

3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать с текстом.

4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.* И я придерживаюсь данной цели в своей работе.

_________________

* 1 hhtp://nsportal.ru Samoanaliz Petrovoy

В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями, написание писем Санта Клаусу и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями» и др.

Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Моя темой по самообразованию «Проектная деятельность на уроках иностранного языка». Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Важным шагом в моей педагогической деятельности считаю поручение мне в 2011 году возглавить районное метод объединение учителей иностранных языков. Выступление на заседании РМО «О методе проектов», «Метод проектов: современные подходы», «Виды проектов», «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся». На заседаниях РМО большое внимание уделяется проектированию современного урока.

Образовательная программа, реализуемая педагогом

  1. К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман Программа курса английского языка. «Счастливый английский, ру» 5-9 кл, 10-11 кл., Титул, 2013 г.
  2. Н.И.Быкова, Дж.Дули, Программа курса «Английский язык в фокусе» 2-4 кл., Просвещение, 2011 г.; В.Г.Апальков «Английский в фокусе» 5-9 кл., Просвещение, 2012 г.

Учебная нагрузка 2013-2014 уч. год

28 ч.: 4б,4в кл.-4 ч., 5а кл.-3ч., 6а, 6б кл.-6ч., 7в кл.-3ч., 8б кл.-3ч., 9а кл.-3ч., 10б кл.-3ч., 11а кл.-3ч.

Самостоятельно составляю тематическое и поурочное планирование. Провожу не только предусмотренные программой контрольные работы, но и текущие диагностические работы.

Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.

Сегодня большинство учащихся понимают важность изучения иностранного языка. Однако существует проблема, связанная с тем, что у определённого числа учащихся интерес к изучению языка не велик или отсутствует вовсе. На мой взгляд, ученикам не хватает стимула и мотивации.

Столкнувшись с такой проблемой на своих уроках, я пришла к выводу, что внеурочная деятельность является эффективным фактором для развития мотивации учащихся, оно позволяет сделать изучение языка доступнее и понятнее.

Тема моей проектной работы «Организация внеурочной деятельности при изучении английского языка».

Выбор темы моего опыта не случаен. Я считаю внеурочную деятельность актуальной и необходимой сейчас, когда требуются новые подходы и нестандартные решения. Планирование внеурочной деятельности потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».

Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а также соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся.1 (hhtp://inglish-site.ru Motive). Я полностью согласна со своими коллегами.

Выбранная мною тема проекта «Организация внеурочной деятельности при изучении английского языка», является достаточно актуальной, так как внеурочная деятельность повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка. Некоторыми формами внеурочной деятельности являются ученические проекты, фестиваль иностранной песни, неделя иностранного языка, научно-практическая конференция. На протяжении многих лет я заметила, что чем больше учащихся и классов участвуют во внеурочной деятельности, тем выше уровень обученности в данных классах или остаётся стабильно высоким. У учащихся повышается интерес к изучению иностранного языка, повышается уровень качества знаний, они имеют хорошие отметки по предмету.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

Один из них – это внеурочная деятельность.

См. продолжение статьи