Пояснительная записка
В наше время никто не сомневается, что знать как минимум один иностранный язык – это требование жизни. Изменения, произошедшие в нашем обществе за последние годы: открытие границ, расширение научно-деловых и культурных контактов, распространение средств массовой информации, огромный объем научно-технической информации, - все это явление нашего времени, с которым нельзя не считаться. Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но помогает глубже понять свою собственную, увеличивает культурный актив страны. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения.
Сегодняшний цвет жизни, повышенный интерес к изучению иностранных языков, современные требования, предъявляемые нашими потенциальными заказчиками – родителями – к образовательному процессу в образовательном учреждении обуславливают необходимость обучения детей английскому языку в раннем возрасте. Общепризнанным фактом является и то, что раннее изучение ребенком иностранного языка положительно влияет на развитие таких качеств личности как память, внимание, логическое мышление и творческую активность, помогает быстрее овладеть родным языком.
Большое значение приобретает первоначальный этап вхождения в мир иностранного языка, который, в соответствии с принципами обучения, должен быть посильным, желанным и увлекательным.
Отечественные и зарубежные психологи и педагоги признают, что одним из сложных вопросов обучения детей неродному языку является проблема мотива. Почему малыш так легко и быстро начинает говорить на родном языке? Для него это необходимо и доставляет удовольствие, так как дает возможность взаимодействовать с окружающими его людьми. И через это взаимодействие – познавать мир, получать необходимую и интересующую его информацию, делиться накопленными знаниями и впечатлениями с близкими. Мир открыт и исследован им адекватно возрасту. Накоплен определенный запас представлений о ближайшем непосредственном окружении. Известны названия предметов, их отдельных частей, отличительные признаки. Налажены связи между словом и образом, развита способность правильно воспринимать и понимать. И если мы заставим ребенка снова пройти через все только для того, чтобы выучить еще один язык, это может оказаться непосильной и скучной задачей для него, ввиду того что, согласно Л.С.Выготскому, «усвоение иностранного языка идет путем, противоположным тому, которым идет развитие родного… Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с сознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу вверх. В то время как развитие иностранного идет сверху вниз».
Становясь одновременно целью и средством обучения, иностранный язык требует нахождения определенных, отличных от других предметов методов его преподавания и ставит их в зависимость от возраста обучаемых. Именно поэтому требуется большое искусство со стороны родителей, воспитателей, педагогов (чтобы впоследствии не отбить интерес у ребенка к изучаемым предметам) правильно организовать обучение, учитывая специфику иностранного языка.
Цели и задачи педагогической деятельности
Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
2. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т.д.)
3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать с текстом.
4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.
Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.* И я придерживаюсь данной цели в своей работе.
_________________
* 1 hhtp://nsportal.ru Samoanaliz Petrovoy
В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями, написание писем Санта Клаусу и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями» и др.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Моя темой по самообразованию «Проектная деятельность на уроках иностранного языка». Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Важным шагом в моей педагогической деятельности считаю поручение мне в 2011 году возглавить районное метод объединение учителей иностранных языков. Выступление на заседании РМО «О методе проектов», «Метод проектов: современные подходы», «Виды проектов», «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся». На заседаниях РМО большое внимание уделяется проектированию современного урока.
Образовательная программа, реализуемая педагогом
- К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман Программа курса английского языка. «Счастливый английский, ру» 5-9 кл, 10-11 кл., Титул, 2013 г.
- Н.И.Быкова, Дж.Дули, Программа курса «Английский язык в фокусе» 2-4 кл., Просвещение, 2011 г.; В.Г.Апальков «Английский в фокусе» 5-9 кл., Просвещение, 2012 г.
Учебная нагрузка 2013-2014 уч. год |
28 ч.: 4б,4в кл.-4 ч., 5а кл.-3ч., 6а, 6б кл.-6ч., 7в кл.-3ч., 8б кл.-3ч., 9а кл.-3ч., 10б кл.-3ч., 11а кл.-3ч. |
Самостоятельно составляю тематическое и поурочное планирование. Провожу не только предусмотренные программой контрольные работы, но и текущие диагностические работы.
Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.
Сегодня большинство учащихся понимают важность изучения иностранного языка. Однако существует проблема, связанная с тем, что у определённого числа учащихся интерес к изучению языка не велик или отсутствует вовсе. На мой взгляд, ученикам не хватает стимула и мотивации.
Столкнувшись с такой проблемой на своих уроках, я пришла к выводу, что внеурочная деятельность является эффективным фактором для развития мотивации учащихся, оно позволяет сделать изучение языка доступнее и понятнее.
Тема моей проектной работы «Организация внеурочной деятельности при изучении английского языка».
Выбор темы моего опыта не случаен. Я считаю внеурочную деятельность актуальной и необходимой сейчас, когда требуются новые подходы и нестандартные решения. Планирование внеурочной деятельности потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а также соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся.1 (hhtp://inglish-site.ru Motive). Я полностью согласна со своими коллегами.
Выбранная мною тема проекта «Организация внеурочной деятельности при изучении английского языка», является достаточно актуальной, так как внеурочная деятельность повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка. Некоторыми формами внеурочной деятельности являются ученические проекты, фестиваль иностранной песни, неделя иностранного языка, научно-практическая конференция. На протяжении многих лет я заметила, что чем больше учащихся и классов участвуют во внеурочной деятельности, тем выше уровень обученности в данных классах или остаётся стабильно высоким. У учащихся повышается интерес к изучению иностранного языка, повышается уровень качества знаний, они имеют хорошие отметки по предмету.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.
Один из них – это внеурочная деятельность.