Цель: способствовать осознанию детьми важности органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания для жизнедеятельности человека.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Формы организации совместной деятельности: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, ситуативный разговор, игра «Угадай звук», «Определи на ощупь».
Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение и рассматривание плаката «Если хочешь быть здоров», книг В.В.Аристова, Л.Я.Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», издательство «Азбукварик» (Белфакс), дидактические игры «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы».
Материал к НОД: Баночки с продуктами, для определения запаха, мешочки с предметами для определения наощупь, ножницы, клей, картинки, фломастеры.
Ход занятия
Белоснежка. Здравствуйте, ребята. Я так рада вас видеть снова.
Дети отвечают.
Вбегает гномик.
Гномик. Белоснежка, я за тобой бежал, бежал, еле догнал! Как только ты уходишь из сказки, у нас беда случается!
Белоснежка. Что случилось?
Гномик. Мы работали, как всегда, и тут появилась злая ведьма и гномы зачихали, перестали чувствовать запахи, а ты же знаешь, мы без этого домой вернуться не можем , и драгоценные камни не найдем. И сказала, если найдете волшебное средство, которое есть у вас всегда с собой, мои чары развеются. Но достанете вы это, когда точно будете знать, в какой баночке и мешочке оно находиться. Мы поняли, что надо искать среди наших продуктов, которые ты нам дала с собой, но не можем найти, картинки с баночек исчезли, а запаха мы не чувствуем. Апчхи.
Белоснежка. Ой, ребята, что же с ними произошло? А у вас так было? Что вы делали? Как вы думаете, чем мы можем помочь гномикам?
Ответы детей
А какой орган чувств может нам помочь найти волшебное средство?
Ответы детей
Белоснежка. А у вас носики в порядке? Подышите носиками. Ой, некоторые сопят. Давайте сделаем массаж. И ты гномик тоже попробуй. А теперь лучше?
Ответы детей.
Белоснежка. Вот мы сейчас проверим. Распыляет духи. Чувствуете? А что чувствуете?
Ответы детей.
Белоснежка. Ребята, а вы знаете, что ароматы слушают? А почему? Попробуйте послушать аромат, что вы услышите? Гномик, и ты попробуй.
Ответы детей.
Белоснежка. Гномик, а ты баночки с собой принес? Давай, ребята тебе помогут разобраться, что в них, может и чудо средство найдем. Вот заодно и проверим у кого обоняние лучше у мальчиков или девочек. Проходите к столам, берите баночку. Определите по запаху, что в ней и наклейте этикетку.
Гномик. Ой, это лук! Это чудо средство нас спасет. Ох, а нас много, на всех не хватит…
Белоснежка. А у тебя еще в мешке полно всего, ты много чего с собой носишь. Что же ты не определил, что в нем?
Гномик. Да я же запахи не чувствую.
Белоснежка. А на ощупь?
Гномик. Не могу. Руки замерзли, ничего взять не могу.
Белоснежка. Ой, ты зимой без варежек. Ребята, а как вы думаете, можно зимой без варежек ходить?
Ответы детей
Белоснежка. Вот ты гномик руки то и отморозил, не чувствуешь ничего. Какой орган чувств может нам помочь узнать предмет наощупь?
Ответы детей.
Гномик. Я и не знал, что так можно.
Белоснежка. Давай сюда свой мешок, ребята тебе помогут разобраться.
Игра «Давай меняться»
Гномик. Ребята, а кто-то из вас лук нашел?
Ответы детей.
Гномик. Давайте мне его скорее!
Спасибо ребята, вы так нам помогли. Теперь колдовство пропадет. И мы сможем работать, как раньше!
Белоснежка. Знаешь гномик, а пусть ребята сделают памятку для тебя и других гномиков, а так же и другим ребятам это будет интересно. Как важны органы чувств обоняние и осязание, и как их беречь. А то вы меня не слушаете, пока беда с вами не случиться.
Мальчики про осязание, а девочки про обоняние. И расскажут тебе, а то ты вечно все забываешь!