Программное содержание:
- Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
- Учить классифицировать камни по разным признакам.
- Расширить представление детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения и т.д.).
- Развивать внимание, логическое мышление, память.
- Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.
- Формировать навыки сотрудничества на занятии.
Материалы:
- коллекция камней, в том числе и морские;
- иллюстрации гор, морского берега, драгоценных камней и каменных сооружений;
- гвоздь, молоток, деревянная дощечка;
- стаканчики, лупы, свеча, ложечки, вода, исследовательские листы, карандаши, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель в образе Хозяйки медной горы встречает детей и приглашает отправиться в гости в ее владения. Смотрите, ребята, сколько камней у меня в царстве?
Дети рассматривают камни, иллюстрации.
Посмотрите, все камни по-своему разные, не похожие на другие, чем они отличаются?
Ответы детей (по размеру, форме, цвету).
В старину люди считали, что камни отличаются и своими магическими свойствами. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называют амулетом.
Хозяйка медной горы: Как вы думаете, почему я, так люблю свое богатство – камни, берегу их? Что в них такого особенного? Чем отличаются от других предметов? Может, мы с вами разберемся? А я вам в этом помогу.
Возьмите камни в руки. Почему у них нет острых углов?
Вода двигает камни, ударяет их, камни трутся друг о друга и о песок – острые углы постепенно исчезают.
Ребята, как вы думаете, что тверже дерево или камень?
Ответы детей.
Вот мы сейчас проверим, Хозяйка медной горы забивает гвоздь в деревянную дощечку, а потом пытается в камень. Что тверже? (Ответы детей).
Интересно, гвоздь когда то тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда это особый вид камней, которые добывают в горах. Так из железной руды выплавляют железо, а потом из железа делают гвозди.
Давайте рассмотрим камни через лупу. Может, узнаем, из чего они сделаны?
Что вы видите?
Дети: Трещины, узоры, кристаллики.
Начнем фиксировать результаты исследования в листе исследования.
Первая клеточка цвет. Закрасьте кляксу цветом вашего камня.
Хозяйка медной горы: А теперь рассмотрим гладкий камень или шершавый и отметим в листе.
Хозяйка медной горы: А как вы думаете, что мы будем определять дальше? Мы проверим прозрачный камень или нет.
Хозяйка медной горы: А ведь с камнями можно еще и играть. Вот мой любимый ларец с камнями.
Игра «Волшебный ларец»
Хозяйка медной горы: Интересно, а камни умеют плавать? Почему вы так думаете? Давайте проверим?
Кладите в воду. Что происходит? А интересно, растворяются они в воде?
Понравилось вам мое богатство? Что вы узнали интересного о камнях?
Хозяйка Медной горы: Многие люди интересуются камнями. К моей горе часто приходят люди. Есть даже профессия – геолог. Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях. Как можно использовать камни?
Ответы детей.
Вопрос к родителям: Где люди используют камни?
Рефлексия в кругу.