Конспект занятия по исследовательской деятельности «Путешествие в царство камней»

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
  • Учить классифицировать камни по разным признакам.
  • Расширить представление детей о том, как человек использует камни (строительство, памятники, украшения и т.д.).
  • Развивать внимание, логическое мышление, память.
  • Воспитывать бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.
  • Формировать навыки сотрудничества на занятии.

Материалы:

  • коллекция камней, в том числе и морские;
  • иллюстрации гор, морского берега, драгоценных камней и каменных сооружений;
  • гвоздь, молоток, деревянная дощечка;
  • стаканчики, лупы, свеча, ложечки, вода, исследовательские листы, карандаши, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель в образе Хозяйки медной горы встречает детей и приглашает отправиться в гости в ее владения. Смотрите, ребята, сколько камней у меня в царстве?

Дети рассматривают камни, иллюстрации.

Посмотрите, все камни по-своему разные, не похожие на другие, чем они отличаются?

Ответы детей (по размеру, форме, цвету).

В старину люди считали, что камни отличаются и своими магическими свойствами. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называют амулетом.

Хозяйка медной горы: Как вы думаете, почему я, так люблю свое богатство – камни, берегу их? Что в них такого особенного? Чем отличаются от других предметов? Может, мы с вами разберемся? А я вам в этом помогу.

Возьмите камни в руки. Почему у них нет острых углов?

Вода двигает камни, ударяет их, камни трутся друг о друга и о песок – острые углы постепенно исчезают.

Ребята, как вы думаете, что тверже дерево или камень?

Ответы детей.

Вот мы сейчас проверим, Хозяйка медной горы забивает гвоздь в деревянную дощечку, а потом пытается в камень. Что тверже? (Ответы детей).

Интересно, гвоздь когда то тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда это особый вид камней, которые добывают в горах. Так из железной руды выплавляют железо, а потом из железа делают гвозди.

Давайте рассмотрим камни через лупу. Может, узнаем, из чего они сделаны?

Что вы видите?

Дети: Трещины, узоры, кристаллики.

Начнем фиксировать результаты исследования в листе исследования.

Первая клеточка цвет. Закрасьте кляксу цветом вашего камня.

Хозяйка медной горы: А теперь рассмотрим гладкий камень или шершавый и отметим в листе.

Хозяйка медной горы: А как вы думаете, что мы будем определять дальше? Мы проверим прозрачный камень или нет.

Хозяйка медной горы: А ведь с камнями можно еще и играть. Вот мой любимый ларец с камнями.

Игра «Волшебный ларец»

Хозяйка медной горы: Интересно, а камни умеют плавать? Почему вы так думаете? Давайте проверим?

Кладите в воду. Что происходит? А интересно, растворяются они в воде?

Понравилось вам мое богатство? Что вы узнали интересного о камнях?

Хозяйка Медной горы: Многие люди интересуются камнями. К моей горе часто приходят люди. Есть даже профессия – геолог. Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях. Как можно использовать камни?

Ответы детей.

Вопрос к родителям: Где люди используют камни?

Рефлексия в кругу.