Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познавательное развитие»
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
- Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
«Речевое развитие»
- Продолжать развивать речь как средство общения на занятиях познавательно-исследовательской деятельности.
- Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Формирование готовности детей к совместной деятельности,
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща заниматься.
«Физическое развитие»
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
«Музыкальное развитие»
- Развивать чувство ритма, умение свободно ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Методы и приёмы:
- практические
- наглядные
- словесные
- исследовательcко-поисковые
Словарная работа: невидимый, целлофановый, зубочистка.
Материалы: воздушные шары, ленты разных цветов, целлофановые пакеты, листы бумаги, пластмассовые бутылочки с пенопластовыми шариками, трубочки, зубочистки, картинки, апельсин, чемодан.
Ход занятия
Под музыку появляется Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс: Здравствуйте, ребята, меня зовут Мэри Поппинс.
Там, где я появляюсь, происходят самые невероятные вещи.
Я самая лучшая няня на свете,
Об этом, конечно, знают все дети.
Мой метод доступный и очень простой.
Все дети должны заниматься с душой.
- Я летаю по разным странам и континентам со своим волшебным чемоданчиком и знакомлюсь с новыми городами и их жителями. И сегодня я прилетела к вам за помощью. Вы мне поможете?
Дети: Да, поможем.
Мэри Поппинс: Вот посмотрите, получила я приглашение, но оно не обычное. (показывает и читает приглашение) Уважаемая Мэри Поппинс! Приглашаем Вас, посетить нашу страну Воздухоландию!
Я, ребята, побывала в разных странах, в Кукляндии, в Спортландии, а в Воздухоландии ещё не бывала. Но знаю, что туда можно долететь только на воздушном шаре.
Мэри Поппинс: Купила много шаров, привязала ленточки, взяла чемоданчик с подарками для своих друзей, а взлететь почему-то не могу (берёт в руки все шарики с ленточками и пытается подуть на них, но они не взлетают). Чудеса не получаются, что же случилось? Как же я отправлюсь в путешествие?
Вы не подскажите, почему мои шары не летят, может я не знаю каких-то волшебных слов, подскажите, пожалуйста.
Дети: Нужно шары надуть. Нужны воздух, ветер.
Мэри Поппинс: Где мне взять воздух и ветер? Как надуть, чем надуть?
Дети: Воздухом, насосом.
Мэри Поппинс: Да, да я вспомнила.
«Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!»
Мэри Поппинс: Правильно, это воздух! Я знаю, что воздух вокруг нас. Дети, вы видите воздух?
Дети: Нет.
Мэри Поппинс: И я ничего не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Мэри Поппинс: Давайте попробуем его найти. А как можно его поймать?
Ребята, нам нужно определить свойства воздуха. Я предлагаю вам пройти к столу, где лежат разные предметы. Посмотрите внимательно на стол, эти предметы нам помогут определить свойства воздуха.
1 картинка: «Ловушка для невидимки-воздуха»
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и возьмите тот предмет со стола, который вы видите на картинке.
Мэри Поппинс: Что нарисовано на картинке?
Дети: Целлофановый пакет.
Мэри Поппинс: Обычный целлофановый пакет. Посмотрите, что внутри пакета? Как вы думаете, для чего он нам понадобится?
Ответы детей.
Мэри Поппинс: А можно ли поймать этого неуловимого невидимку-воздуха? Оказывается - да! Сделаем ловушку из обычного целлофанового пакета. И поймаем воздух. Сначала широко раскроем пакет. Воздух, ничего не подозревая, заберется во внутрь. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет надулся, увеличился.
Мэри Поппинс Что в нём находится?
Дети: Воздух.
Мэри Поппинс Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ребята, а можно ли воздух выпустить из пакета? А как можно его выпустить?
Дети: Ответы детей.
Мэри Поппинс: Ну что, отпустим его? Чтоб услышать, как воздух выходит из нашей ловушки мы проткнём его зубочисткой и услышим, как воздух выходит из пакета.
Давайте проверим. Возьмите острую зубочистку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и помните его руками. Что вы почувствовали? (мы его не видим, но чувствуем).
Дети: как из пакета выходит воздух и он сразу сдулся.
Мэри Поппинс: Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка-воздух все равно здесь, в нашем окружении.
Выводы с детьми: Воздух можно поймать и выпустить, хоть мы его и не видим, но его можно почувствовать, воздух не имеет цвета.
Мэри Поппинс: Как здорово, воздух вокруг нас, чтобы мои шары полетели, нужен воздух.
2 показ листа бумаги: «Звук» (на столе лежат листы бумаги)
Мери Поппинс: Ребята, а как вы думаете, для чего же нам нужны листы бумаги? Можно ли с помощью листа бумаги услышать воздух?
Дети: Да. Нет.
Мери Поппинс: Может, вы подскажете, как это сделать?
Дети: Ответы детей.
Мери Поппинс: А сейчас мы все вместе попробуем услышать воздух. Возьмите лист бумаги и приложите край листа к губам и подуйте, вдоль него так, чтобы мы услышали звук. Что происходит? Мы с вами выдуваем струю воздуха изо рта, а край бумаги дрожит.
Вывод: Воздух заставляет дрожать лист бумаги и поэтому возникает звук.
А сейчас мы свами немного отдохнём. А потом опять вернёмся к рабочим столам.
Музыкальная разминка «Шарики воздушные» (используется аудиозапись)
Мери Поппинс: Давайте пройдем за столы и посмотрим, что же нас там ещё интересного ждёт?
3 картинка: «Метелица» (бутылка наполненная шариками из пенопласта – трубочка в бутылочке)
Мэри Поппинс: Посмотрите внимательно на следующую картинку. Что нам нужно взять со стола?
Дети: Бутылочки.
Мэри Поппинс: Ребята, для чего нам нужны бутылочки?
Ответы детей.
Мэри Поппинс: А мне интересно, можно ли поднять «метель» с помощью воздуха?
Дети: Да. Нет.
Мэри Поппинс: А как это мы можем сделать?
Дети: Подуть.
Мэри Поппинс: Поднимем «метель», в обычной пластмассовой бутылочке. Посмотрите в нашей бутылочке спокойно лежат маленькие белые шарики. Но стоит нам подуть в бутылочку, через трубочку, то поднимется «метель». Давайте попробуем. Получилось ли сдвинуть с места наши маленькие шары?
Дети: Да.
Мэри Поппинс: Что делает воздух?
Дети: Воздух поднимает шарики.
Мэри Поппинс: Если мы будем дуть медленно, то шарики будут двигаться медленно. А если сильнее подуть, то можно поднять «метель».
Мы привели в движение воздух и получили в бутылочке «метель».
Значит, с помощью силы воздуха, усиливается сила ветра.
Выводы с детьми:
Без потока силы воздуха шар не подвижен. Обязательно нужна сила ветра.
Только так шар может взлететь.
Мэри Поппинс: Теперь я точно знаю, шары так просто не полетят, нужен ветер.
4 картинка «Апельсин»
(На столе лежит в тарелочке апельсин)
Мери Поппинс: Ребята, а мне интересно, имеет ли воздух запах? А как вы думаете?
Дети: ответы детей.
Мери Поппинс: Попробуйте втянуть воздух носиком. Пахнет?
Дети: Да. Нет.
Мери Поппинс: А сейчас мы проверим, имеет ли воздух свой запах.
Мери Поппинс: Что на этой картинке вы видите?
Дети: Апельсин.
Мери Поппинс: Что я делаю с апельсином?
Дети: Чистите его.
Мери Поппинс: Ребята, каким сейчас запахом, ароматом наполняется воздух?
Дети: Апельсиновым запахом, ароматом.
Мери Поппинс: Воздух не имеет запаха. Запах передается по воздуху. В каждом помещении пахнет по-разному. В аптеке – лекарством, в столовой – разной едой.
Итак, ребята, давайте вспомним, какие свойства воздуха вы запомнили.
Ребята, чем мы с вами дышим?
Давайте посмотрим на доску.
Воздухом?
А только ли для человека нужен воздух?
Дети: (животным, растениям, рыбам и т.д.) используется Интерактивная доска
1 слайд – воздух; 2 слайд – человек, 3 слайд – все живое
Правильно, всему живому.
Ребята, какие вы молодцы, все знаете.
Мери Поппинс: А теперь я вам покажу настоящее чудо.
В чудеса всё превращу
и рукою я взмахну-
чудеса вам покажу.
(открывает волшебное покрывало, а там надутые воздушные шары.
Всем детям Мэри Поппинс дарит по шарику). Вот они, воздушные шарики, я вам их дарю.
«Звучит голос за кадром» (используется аудиозапись)
«Внимание, внимание! Желающие лететь в страну Воздухоландию.
Проводится посадка на воздушные шары, на площадке у детского сада.
Дети, полетели со мной. Посмотрим страну и вернёмся, обратно. Ребята, нам нужно поторопиться.
Воспитатель берёт чемоданчик и с детьми улетает.