Формирование читательской грамотности обучающихся при работе с несплошными текстами как способ достижения планируемых результатов

15.09.2025

XXI век – век информационных технологий. Наша жизнь всё более пронизывается информационными потоками, символами, знаками. Умение работать с информацией – это жизненная необходимость, которая часто определяет успешность личности, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

Важно готовить учащихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, которая включает умение понимать информацию, анализировать, интерпретировать и критически её оценивать, ориентироваться в различных источниках информации.

Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. М.И.Скоморохова и С.П.Леонюк справедливо утверждают, что среди всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами. К информационным действиям они относят умение самостоятельно приобретать знания, новую информацию, работать с учебной книгой, справочниками, техническими источниками информации [1, с. 16-24].

Методика работы со сплошными текстами (сюда относятся художественные и технические описания, повествования, объяснения, инструкции и др.) отработана и успешно применяется. Информацию в таких текстах легко найти за счёт шрифтовых и цветовых выделений, знаков и символов аппарата ориентировки учебных изданий [2, с. 14-20].

Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным способом, тексты, сочетающие в себе несколько различных источников информации: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, этикетки, обложки журналов, афиши, приглашения, буклеты, определители, дидактические карточки, знаки и т.д.

Среди базовых умений работы с подобной информацией на уроках можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (т.е. восприятие и понимание) несплошных текстов:

  1. различать тексты, определять вид несплошного текста;
  2. читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
  3. переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
  4. менять вид несплошного текста (н-р, составлять кластер на основе таблицы);
  5. самостоятельно создавать несплошные тексты;
  6. использовать полученную информацию для решения учебной задачи.

При работе с несплошными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания; извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде; приведение примеров из текста, подтверждающих данное высказывание; выделение в тексте объяснительного метода исследования; устанавливание истинности суждений с опорой на информацию текста; сопоставление информации из разных частей текста; сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах - текстах и рисунках или фотографиях; описывание на основе текста значений графических символов; устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие.

Одним из современных видов несплошного текста является инфографика. Это один из способов визуализации информации, который широко используется в средствах массовой информации, включая Интернет, в рекламе и т.д. В последнее время инфографика стала занимать своё место и в области образования, так как разнообразные формы и приёмы работы с ней позволяют решать целый ряд разновекторных задач.

Инфографика – в основе её лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний. Данный вид несплошного текста представляет собой форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют.

Работа обучающихся с инфографикой может включать задания, направленные на формирование и развитие следующих видов метапредметных умений:

  1. поиск и извлечение информации (определение темы, узнавание информации);
  2. различение основной и второстепенной информации;
  3. нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата; чтение графиков и диаграмм;
  4. использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения;
  5. перенос информации/перекодирование информации
  6. обобщение и интерпретация содержания текста;
  7. оценка информации, содержащейся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей.

Принципы работы над инфографикой:

  • актуальность темы для обучающихся, востребованность,
  • простота и краткость представленной информации,
  • креативность, образность, точность, организованность,
  • эстетическая привлекательность.

Н.В.Кубрак выделяет два подхода работы с инфографикой в учебном процессе [4].

Первый вариант – инфографика создается педагогом для решения образовательных задач (школьники работают с готовой инфографикой).

Второй вариант – ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет и расставляет акценты и самостоятельно создает инфографику.

Таким образом, инфографика может быть представлена не только как способ получения информации, но и как результат исследовательской работы учеников после изучения текста.

Уже четвёртый год в своих классах я провожу внеурочные занятия «В мире информации» (1-4 кл.), на которых работаем с различными информационными источниками. Особый интерес у детей вызывают занятия, на которых мы работаем с несплошными текстами, представленными на театральных билетах, билетах ж/д и авиа, афишах, объявлениях, знаках вокруг нас. Из этих текстов мы стараемся получить максимум информации: учимся уточнять её, задавать вопросы, «прочитывать» знаки и символы, легенды диаграмм и т.п. Сами создаём листовки, в которых информация представлена более доступно и полно.

Например, после объявления о сборе макулатуры, создали листовку.

Рассматривая пригласительные билеты на выставку экзотических животных, отвечаем на вопросы не только когда, где и в какое время работает эта выставка, но и Каких животных можно увидеть на этой выставке? Можно ли увидеть, как их кормят? Разрешают ли кормить посетителям? С какими животными можно будет сфотографироваться? Какие правила безопасности вы бы посоветовали соблюдать одноклассникам или своим младшим братьям и сёстрам? Отвечая на эти вопросы, дети проявляют любознательность и не ограничиваются информацией с билета, а находят новую, у них возникают новые и новые вопросы, обычно, мы принимаем решение узнать больше по интересующей теме, и стоит ли классом посетить данную выставку.

Я представляю свои материалы по работе с несплошными текстами, которые разрабатывала на основе билета в зоопарк г.Ижевска.

Приведём пример первого варианта: Задания составлены по билету в зоопарк.

Задание 1.

Умение: находить информацию, изложенную в явном виде.

Формулировка задания: В выходные дни Коля любит активно отдыхать и посещать интересные места родного города. У него сохранился билет. Внимательно рассмотри билет. Ответь на вопросы.

  1. Где Коля провёл выходной день?
  2. В каком городе живёт мальчик?
  3. С какого возраста допускаются посетители?

Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям. Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.

Задание 2.

Умение: находить информацию, изложенную в неявном виде.

Формулировка задания:

  1. У Коли есть старший брат и сестрёнка 11 месяцев. Могут ли они в следующие выходные отправиться в зоопарк всей семьёй?
  2. На билете изображена бородатая агама. Сможет ли Коля увидеть её среди животных зоопарка?

Верный ответ: 1) Да. 2) Не сможет увидеть, т.к. она находится в павильоне «Мир экзотики» по другому адресу.

Задание 3.

Умение: интерпретировать содержание и форму текста.

Формулировка задания.

  1. Рассмотрите билет с обратной стороны. Что означает красный цвет?
  2. Может ли Коля взять с собой на экскурсию щенка? Объясни ответ.

Верный ответ: 1) Красный – запрещающий 2) Нет. Входить на территорию с домашними животными запрещено.

Задание 4.

Умение: понимать идею текста, создавать текст. Формулировка задания.

  1. Помоги Коле составить письменные рекомендации одноклассникам на тему «Экскурсия в зоопарк».
  2. На эмблеме зоопарка изображены хищные животные – волки. Предположи, что символизирует пара волков на эмблеме?
  3. Порассуждай. Для чего изображение агамы разместили на билете?

Дополнительные вопросы: Какой важной информации нет на билете? Где её можно найти?

С инфографикой можно работать коллективно, тогда у школьников появляются навыки работы в команде, развиваются личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Плюсами инфографики можно назвать следующие моменты:

  1. простота в использовании (инфографику можно вывести на доску);
  2. богатый визуальный материал (яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации);
  3. групповой и индивидуальный подход позволяет организовать работу как со всем классом, так и с каждым отдельным учеником.

От систематической работы с несплошными текстами педагогический эффект заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

Список литературы

  1. Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. 2009. № 4. С. 16-24.
  2. Добротина И.Н. О метапредметных связях, или как русский язык помогает изучать другие предметы // Русский язык. – Первое сентября. 2011. № 17. С. 14-20.
  3. Кубрак Н.В. Инфографика как результат представления ученического исследования. [Электронный ресурс] // Цифровое образование. 2020. №4. URL: http://digital-edu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639.
  4. Горев П.М., Колобова Н.Г., Зобнина Н.С., Брагина О.С., Сырцева Н.Н. Приёмы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 1 (январь). – URL: http://e-koncept.ru/2017/170006.htm.
  5. http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом».
  6. http://do.gendocs.ru/docs/index-88400.html «Современные образовательные технологии».

a_id: 683856