Задачи:
- Познавательные: Закрепить и расширить представления детей о зимующих птицах. Развивать любознательность.
- Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им пережить зиму.
Грамматика:
- Закреплять умение использовать в речи различные конструкции предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, простые предложения, осложненные однородными членами.
- Учить составлять сложные слова из двух корней.
Связная речь: Упражнять в составлении загадок-описаний о птицах; закреплять умение последовательно излагать свои мысли, пользуясь предложенным планом.
Звуковая культура: Учить детей следить за своей речью: говорить громко, не спеша, выразительно.
Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц и 1-2 перелетных, медальки.
Конспект занятия
Словесная игра «Мои друзья»
- Я - ковер-самолет. Мои друзья- это то, что умеет летать. К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.
Словесная игра: «Где живет?»
- А где живут птицы? (в городе, в норе, в траве, в гнезде, в лесу, в дупле, в скворечнике, в клетке, на чердаке, в трещине стены, в заброшенном доме.)
Минутка вхождения в день
Как живешь воробей?
Говорит: - Ничего.
Да вот на зиму валенок нет у него.
И в трескучую стужу
На снежном пути
Крошки хлеба ему
Очень трудно найти.
Полетит по дворам,
По житейским делам,
Если что-то добудет-
С дружком пополам.
И потом говорит:
Вкусный завтрак у нас…
А вот ты, человек,
С ним делился хоть раз?
Слева на столике удивления- корм для птиц: крошки пшеничного хлеба, пшено, семена подсолнуха и арбуза, кусочки несоленого сала и мяса.
Воспитатель: Чем вы готовы поделиться с птицами?
Дети: Синичка обрадуется кусочкам несоленого сала и мяса. Я хочу угостить воробья крошками белого хлеба и пшеном. Ворону с голубем можно покормить семенами подсолнуха и арбузными семечками. Если бы здесь была кисть рябины, то я бы угостил снегиря.
Воспитатель: А почему сову с дятлом не угостили?
Дети: Они круглый год живут в лесу и там находят корм.
Воспитатель: Найдите лишних птиц.
Дети: Утка и ласточка лишние, потому что они улетели на юг – это перелетные птицы.
Воспитатель: Почему они улетели?
Дети: Ласточка улетела, потому что исчезли насекомые, а утка – потому что замерзли водоемы.
Воспитатель: Как назовете остальных птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему эти птицы не улетели?
Дети: Они могут зимой найти себе корм.
Воспитатель: А сейчас наступает время волшебства: Вокруг себя обернусь и в волшебницу превращусь. Воспитатель надевает украшения, берет в руки волшебную палочку.
Воспитатель: И вот сама идет Волшебница – Зима. А сейчас и с вами тоже произойдут волшебные превращения. (Звучит музыка, дети закрывают глаза, воспитатель вешает им на шею «зеркальце» с изображением зимующих птиц)
Воспитатель: Откройте глаза, у вас на шее – волшебное зеркальце. Посмотрите в него. Вы увидите свое отраженье. Каждого из вас я превратила в какую – то птицу. Но это держите в секрете. Запомните название птицы, переверните зеркало, чтобы никто не увидел.
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны «кар-кар-кар» (дети бегают по комнате, размахивая руками – крыльями)
Целый день они кричали, спать ребятам не давали «кар-кар-кар» (поворачиваются вправо – влево, энергично взмахивая «крыльями»)
Только к ночи умолкают, спят вороны, отдыхают «кар-кар-кар» (садятся на корточки, ручки под щечку «засыпают»)
Скачут шустрые синицы, им на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок завертелись как волчок.
Сорока-белобока, научи меня летать, ни высоко, ни далеко, чтобы солнышко видать. (ходят, машут руками)
Воспитатель: Пользуясь планом (план-рисунок, загадайте про себя загадку, чтобы все догадались, что вы за птица. Рассказы детей (4-6 человек) Например: Я живу в хвойном лесу. Я самец, оперение у меня яркое: оранжево-красное. Нос как у попугая – крестом. Таким носом удобно доставать семена из еловых и сосновых шишек. Морозов не боюсь, пою песенку: цок-цэк, цок – цэк. Что я за птица?
Воспитатель: Дома вы с родителями учили загадки о птицах. Загадайте их! Если загадка о воробье, то дети – воробьи встают, машут крыльями и поют песенку чик-чирик! Синицы – синь-синь-синь! Снегири – рюм-рюм-рюм! Свиристели – свири-свир! Сорока – ча-ча-ча! И т. д.
Воспитатель: Все вы птицы, все вы разные. Поиграем в игру – будем составлять длинные слова : Снегирь мало двигается, значит он какой? (малоподвижный). У него грудь красная, значит он? (красногрудый) У синицы черная голова? (черноголовая) У сороки белые бока? (белобокая) и еще длинный хвост? (длиннохвостая).
- Подойдем к столику. Что вы еще увидели? (еловые ветки). Как вы думаете, почему они здесь? Давайте заглянем под ветки. Что там может быть? Как вы думаете? (гнездо с яицами) Вот так чудо-чудеса. зимой, в январе месяце – гнездо с яицами! Что вы об этом думаете? Послушайте мой рассказ :
Это гнездо клестов. Удивляет в клестах то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо, утепленное перьями. Родители кормят клестят еловой кашей – едят семена еловых шишек, а затем их отрыгивают.
- Чье же это гнездо с яйцами? Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы, а зимней порой? (Зимой в лесу много еловых и сосновых шишек)
_-А давайте эти яица превратим в птенцов. (Одна группа детей дорисовывает яица до птенцов и раскрашивает их красками, другая группа – наносит на контур птиц – пластилин.)
Игра «Теремок»
- Тук-тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, снегирь. А ты кто?
- А я воробей. Пусти меня к себе. И т.д.
Воспитатель читает стихотворение:
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Вместе с людьми.
Итог занятия
Рефлексия:
- Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что запомнилось?