Открытая тематическая образовательная деятельность детей старшей группы «Зимние фантазии»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: образовательная деятельность, старшая группа


Цель: Формировать качества творческой личности: воображение, стремление придумывать новое, умение художественно воплощать задуманное.

Задачи:

  1. Учить определять характер музыкального произведения, отвечать на вопросы.
  2. Развивать танцевальные способности, музыкальный и ритмический слух.
  3. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
  4. Развивать остроту внимания, быстроту реакции.
  5. Воспитывать коммуникативные качества.

Ход ООД:

Дети входят в зал под р.н.мел. в обр. Т.Ломовой «Хороводный шаг» и садятся на стулья около инструмента.

Музыкальный руководитель - Посмотрите сколько гостей! Поздороваемся с ними так, как обычно это делаем на наших встречах.

Музыкальные руководитель поет вместе с детьми «Здравствуйте». Все садятся.

Музвкальный руководитель - Волшебное время года зима. Она бывает разной. То светит солнышко и в его лучах искрится снег на ветвях деревьев. А, бывает, задует ветер, кружит, несёт снег. Про зиму слагают сказки, пишут стихи, сочиняют музыку. Послушайте отрывок из музыкальной пьесы С.Прокофьева «Фея зимы» (балет «Золушка»). Какой по характеру изобразил зиму композитор? (таинственная, сказочная …)
Действительно, музыка звучит таинственно, сказочно, иногда звучит нежно. Может быть, композитор хотел изобразить, как падают снежинки или мы услышали звон льдинок? (дети высказывают свои впечатления).

У меня есть музыкальные инструменты. Назовите их.

Дети. Колокольчики, металлофон, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, может звучание этих инструментов украсить зимнюю музыку? (да) С чем можно сравнить звучание этого инструмента?

(Муз.руководитель играет на каждом музыкальном инструмента, дети высказывают свои впечатления: «звук колокольчика похож на звон сосулек или падающих снежинок и т.д.)

Я вам предлагаю с помощью этих музыкальных инструментов украсить музыкальный отрывок из пьесы «Фея зимы». (детям раздают инструменты).

Ребята, вы знаете кто управляет оркестром?

Дети. Дирижёр.

Музыкальный руководитель. Верно, дирижер показывает когда и какому инструменту надо играть. Потренируемся…

(Муз.руководитель напоминает детям «дирижерские жесты, имитирующие игру на колокольчиках, металлофоне, музыкальном треугольнике)

Оркестр готов. Всё внимание музыкантов направленно на дирижёра.

(Дети оркеструю отрывок из балета «Золушка» С.Прокофьева «Фея зимы»).

Музыкальный руководитель. Теперь я вам предлагаю побыть в роли дирижёра. Кто желает? (выходит ребёнок)

Музыкальный руководитель- (обращается к ребёнку) Ты, как дирижёр решай сам(а) когда и какой инструмент будет играть. А музыканты внимательно следят за дирижёром и выполняют его указания.
(Ребёнок придумывает свой вариант оркестровки музыкальной пьесы, дети играют на музыкальных инструментах).

Музыкальный руководитель - Пока вы украшали отрывок из муз.пьесы «Фея зимы», мне на память пришли строки из стихотворения М.Сидоровой.

Белым пухом покрыта дорожка,
Как прозрачен воздух зимой!
Постою, полюбуюсь немножко,
Как снежинки летят над землёй.

(муз.руководитель подбрасывает газовый платочек)

Похоже на снежинку, летящую зимой? (ответ детей). Вы видели, что платочек можно использовать необычно. Он может превратиться в снежинку или в снежные хлопья. (Муз.руководитель показывает разные движения с платочком: покрывает голову - снежок на деревьях, кружит и вьюжит снег - «змейка», перекладывает с одного плеча на другое - «перелетает снег с ветки на ветку и т д.).
Я предлагаю девочкам превратиться в зимних фей, а мальчикам стать морозцами и каждый придумает свой танец с платочками. (детям раздают платочки). вы можете двигаться по всему залу, только не забывайте, что во время танца не следует сталкиваться и мешать друг другу.

Дети импровизируют танец под отрывок из балета «Золушка» С.Прокофьева «Фея зимы»

Музыкальный руководитель. Сказочное, загадочное время года зима. Вот одна из зимних загадок. Послушайте и отгадайте, о каком мосте поётся в песенке?

(Муз.руководитель исполняет попевку «Скок-скок» р.н.м. Дети отгадывают, что в песенке поётся о реке покрытой льдом)

Музыкальный руководитель. Эту песенку можно разнообразить с помощью хлопков, щелчков, её можно протопать. Я вам покажу, а вы повторяйте за мной.

(Муз.руководитель исполняет вместе с детьми попевку, выполняя «звучащие жесты»)

Музыкальный руководитель. Я думаю вы сами сможете придумать другие жесты для этой песенки.

(Дети по желанию предлагают свои варианты «звучащих жестов». Все варианты исполняются).

Музыкальный руководитель. Эту песенку можно превратить в игру. Представьте, что её поёт Зима или Морозец. Зимой побуду я, можно? Выходите на берег реки. На моём ледяном мосту можно кататься на коньках, если есть снег - на лыжах. Но это можно делать после того как прозвучит песенка-приглашение.

(Дети исполняют попевку «Скок-скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу» р.н.м., сопровождая звучащими жестами. Затем, под музыку изображают катание на коньках, игры с воображаемым снегом и т.д.)

Музыкальный руководитель.Если изменить слова и спеть: «Никого не пущу», изменится игра? Какие будут правила этой игры?

(Музыкальный руководитель обсуждает возможные правила: перебегать с одного берега на другой, перебегать как лесные зверушки, переезжать на лыжах; можно провести игру в кругу и т.д.)

Музыкальный руководитель. Все хорошо подвигались и надо отдохнуть, а поможет нам ветерок.
(Проводится упражнение на восстановление дыхания)

Вам понравилась придумывать свои варианты игр? (ответ детей). Весёлое и интересное время года - зима.

Музыкальный руководитель. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
(Музыкальный руководитель подводит итог занятию и прощается с детьми).