Тренинговое занятие «Развитие креативного мышления»

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: тренинг, воображение


Целевая аудитория: обучающиеся 4–6-х классов.

Длительность занятия: 40 минут.

Цель занятия: развитие креативного мышления обучающихся.

Задачи:

  • Развитие семантической и образной адаптивной гибкости мышления.
  • Развитие творческого потенциала.
  • Развитие стремления к интеллектуальной новизне.

План:

  1. Приветствие (2 минуты)
  2. Вводная часть (3 минуты)
  3. Гимнастика для мозга (3 минуты)
  4. «Изобретатель» (5 минут)
  5. «Путешествие Гулливера» (5 минут)
  6. «Стоп кадр» (5 минут)
  7. «Активные буквы» (10 минут)
  8. Полезные советы (5 минут)
  9. Рефлексия (2 минуты)

Необходимые материалы:

  • Презентация.
  • Листы бумаги.
  • Ручка/простой карандаш.
  • Цветные карандаши/фломастеры.

Ход занятия

1. Приветствие (2 минуты)

Приветственное слово педагога, обсуждение правил работы.

2. Вводная часть (3 минуты)

Сегодня наше занятие будет посвящено развитию креативного мышления. Кто-то когда-нибудь слышал такое понятие? Как вы думаете, что такое креативность?

Креативность – это способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач.

Творческий потенциал заложен в каждом человеке – вспомните себя в детстве, когда обычная палка превращалась для нас в волшебную палочку, когда облака на небе напоминали нам разных животных или фигуры. Со временем в нашу жизнь входят строгие правила, алгоритмы, которые не дают нам возможности проявлять оригинальность. Но зачастую перед нами встают задачи, которые требуют нестандартного решения. Поэтому сегодня я хотела бы предложить вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и помогут развить ваши креативные способности, что обязательно пригодится вам в будущем.

3. Гимнастика для мозга «Ухо-нос» (3 минуты)

Инструкция: Для того чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаю вам сделать небольшую разминку для мозга.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук (правая рука – кончик носа, левая рука – правое ухо). Повторите упражнение 5 раз.

4. Игра «Изобретатель» (5 минуты)

Инструкция: Выберите один из предметов, приведенных на слайде, и придумайте как можно больше вариантов того, что можно сделать с помощью этого предмета.

Пример: спичечный коробок.

  • можно зажечь спичку;
  • можно хранить мелкие предметы;
  • можно устроить маленький террариум;
  • можно сделать мебель для куклы и т.д.

5. Игра «Путешествие Гулливера» (5 минут)

Инструкция: Вы - Гулливер, совершающий путешествие.

  • Если ваша фамилия начинается на букву от «А» до «К», вы попадаете в Страну великанов (то есть вы маленький по сравнению с великанами и их сооружениями).
  • Если ваша фамилия начинается на букву от «Л» до «Я», вы окажетесь в Стране лилипутов (то есть вы великан по сравнению с лилипутами и их сооружениями).
  • Придумайте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в этих странах в качестве инвентаря для различных видов спорта.

Пример: Страна великанов – использовать иголку в качестве шпаги.
Страна лилипутов – использовать дома в качестве инвентаря в беге с препятствиями.

6. Игра «Стоп-кадр» (5 минут)

Инструкция: По сигналу (хлопок в ладоши) вы демонстрируете с помощью мимики и пантомимики (позы, жесты, движения тела) то слово, которое называет ведущий.

«Стоп-кадр» продолжается 15-20 секунд.

Примеры слов: победа, дружба, счастье, семья.

7. Игра «Активные буквы» (10 минут)

Инструкция: Возьмите лист бумаги, карандаши.

  • Выберите какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву и изобразите её в виде человечка.
  • Вспомните как можно больше начинающихся на выбранную букву слов, обозначающих разнообразные действия, занятия (например, виды спорта).
  • Нарисуйте букву-человечка (по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий.

Пример: буква «К» - красить, караулить (нести караул), кормить и т.д.

8. Полезные советы (5 минут)

  • Регулярно выполняйте разминку для мозга.
  • Занимайтесь спортом.
  • Мечтайте.
  • Посещайте больше музеев, театров, выставок – ищите вдохновение.
  • Решайте головоломки, друдлы.
  • Фантазируйте над обычными вещами.
  • Творите: рисуйте, лепите, сочиняйте истории и стихи.
  • Задавайте больше вопросов.
  • Попробуйте рассматривать предметы с разных точек зрения.

Какие способы развития креативного мышления вы используете в своей жизни?

9. Обратная связь (2 минуты)

Покажите, пожалуйста, свои эмоции по отношению к прошедшему занятию с помощью жестов:

  • хлопки в ладоши — понравилось, было полезно и интересно;
  • волна горизонтальной ладонью — средне, так себе;
  • кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, было неинтересно.

Ответы на вопросы.