Психологическая настольная игра «Сундучок открытий»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: воображение, настольная игра, Психологическая настольная игра


Данная игра объединяет в себе несколько командных игр.

Суть игры: игрокам предстоит пройти по игровому полю, чтобы в конце всем вместе сложить образ человека, как личности, понять, какими качествами может обладать человек.

Основная цель игры: развитие эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, ассоциативного мышления и воображения.

В процессе игры у детей развивается умение слушать других, осознавать свои и чужие чувства и эмоции, осмысливать причины того или иного поведения. Данная игра помогает детям больше узнать друг о друге, сплотить коллектив.

Участники: настольная игра предназначена для семьи, друзей, классного коллектива и детей от 5 лет.

В комплект игры входят:

  • Игровое поле (Приложение 1);
  • Игральный кубик;
  • Карточки блока «Ассоциации»;
  • Карточки блока «Крокодилёнок»;
  • Карточки блока «Правда или действие»;
  • Карточки с качествами человека;
  • 2 сундучка разного цвета для качеств (положительных и отрицательных);
  • Пластилин.

Ход игры

1. Подготовительный этап

В игре отсутствуют заранее приготовленные фишки — всем игрокам взамен им предоставляется пластилин, из которого необходимо будет создать своего представителя на игровом поле и играть за него.

Почему пластилин? Пластилин позволяет в процессе лепки успокоиться, раскрепоститься и начать общаться с остальными участниками игры во время создания своего персонажа. Кроме того, создавая своего представителя, игрок тем самым обозначает себя в игре и показывает, свое отношение к себе.

Правила игры

Игроки по очереди бросают кубик, передвигаются на столько клеточек, сколько очков выпало. Игрок попадает на цветную клеточку, которая обозначает определенный блок заданий (например: зелёный – Ассоциации, розовый – Крокодилёнок, оранжевый – Правда или действие), берет карточку соответствующего цвета, выполняет написанное задание. Игрок, которому не удалось успешно выполнить задание, возвращается на исходную (предыдущую) позицию. Игрок, выполнивший задание, остается на текущей клеточке до следующего своего хода и получает карточку, на которой указано качество человека. Игроку необходимо положить данную карточку в один из сундучков (положительное/ отрицательное качество). Можно обсудить с участниками игры, что это за качество, в какой ситуации может проявиться, есть ли данное качество у игроков.

2. Примерные задания по блокам

«Крокодилёнок» (Приложение 2):

  • Прочитай вслух с нужной интонацией (пример: В себе уверен серый ёж: «Меня так просто не возьмёшь!» / В панике бежит из леса мишка: на него с сосны упала шишка!);
  • Изобрази без слов эмоцию, остальные игроки должны отгадать, что ты показываешь (пример: Изобрази без слов РАДОСТЬ, а остальные игроки должны угадать эмоцию / Изобрази без слов ВОЛНЕНИЕ, а остальные игроки должны угадать эмоцию);
  • Изобрази сказочную зарисовку (пример: Покажи, как Иван-царевич побеждает Змея Горыныча / Покажи Шапокляк. Расскажи, как она выглядит);
  • Покажи определенную ситуацию (пример: Покажи, как птицы учатся летать / Покажи капризного малыша в магазине игрушек).

«Ассоциации» (Приложение 3):

  • Посмотри на соседа напротив. С каким … (пример: птицей, насекомым, погодой, цветом) его можно сравнить;
  • Придумай девиз для сказочного героя (пример: Карлсона, Чебурашки, Снежной Королевы);
  • Назови 5 сказочных героев (пример: добрых, злых, умных);
  • Назови 5 ассоциаций к слову (пример: семья, дружба, школа);
  • Посмотри на картинку и скажи, что на ней изображено (друдлы);

«Правда или действие» (Приложение 4):

  • Продолжи предложение (пример: Однажды высоко-высоко в небе … / Однажды в деревне… / Однажды в синем море…);
  • Придумай рифму к слову… (пример: туча / рубака / картина);
  • Ответь на вопрос (пример: Как ты больше всего любишь отдыхать? / Какое бы было название у книги о тебе? / Какой самый приятный сон тебе снился?);
  • Выполни действие (пример: Вместе с игроком слева от тебя изобразите сцену из сказки / Напиши на бумаге левой рукой любое слово, которое скажет твой сосед справа / Придумай три несуществующих слова и их определения).

3. Подведение итогов

Когда все участники игры финишировали, происходит обсуждение. В результате игры в сундучках оказываются положительные и отрицательные качества человека. Из каждого сундучка по очереди достаются карточки, и складывается общий портрет личности. Можно задать участникам вопросы на рефлексию. Например, «Какое качество, на твой взгляд, самое важное и нужное?», «Какое качество ты хотел бы развить у себя?», «Какое качество ты хотел бы изменить в себе?», «Каким качеством, по-твоему, не должен обладать ни один человек?».