Этапы руководства |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
1.Постановка задачи |
Цель не имеет для маленького ребенка смысла. Формируется умение принять трудовую задачу. Цель должна быть посильна детям данного возраста. |
Формировать умение принять трудовую задачу и самостоятельно ставить цель. |
Необходимо формировать умение поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операции. |
Самостоятельно формируют цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата. |
2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий |
Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж. |
Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение. |
Ведущий прием обучения – объяснение. Обучение трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией. |
Обучение более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ сразу всего трудового процесса, всего задания, которое надо выполнить. |
3.Технология руководства самостоятельной работой ребят |
Воспитатель дает трудовые поручения (индивидуальные), которые дети выполняют под руководством взрослого или вместе с ним. Учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая. |
Используются поручения, которые носят длительный характер. Дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе. Во второй половине года может быть организован общий труд. |
Вводится новая форма работы – дежурства. Усложняется организация коллективного труда. Формируются отдельные трудовые умения, которые дети свободно, без помощи (или при небольшой помощи) взрослых могут выполнить. Ведение календаря природы. |
Используется совместный труд. |
4.Анализ и оценка детского труда |
Всегда положительная оценка труда несет воспитательную нагрузку. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше. |
Оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. |
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества выполненной работы. К оценке привлекаются дети. |
Овладевают оценкой результата, самооценкой, позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны. |
5.Планирование продолжения трудовой деятельности |
На основе элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность перехода к более сложным формам планирования. |
Осуществляется с помощью взрослого. |
Обсуждение с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. |
Приучать детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. |
6.Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни |
Интересен сам процесс выполнения трудовых действий |
Привлекать к выполнению поручений с целью закрепить имеющиеся трудовые навыки. Полученные на занятиях знания и умения закрепляют в уголке природы (уход за растениями, животными). |
В повседневной жизни закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки. |
Систематизация, обобщение и использование в уголке природы и на участке сформированных |
Методика руководства трудовой деятельностью дошкольников
- Туленко Оксана Николаевна, Воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками