Современные образовательные технологии

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: образовательные технологии


Понятие технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике.

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса (государственный стандарт высшего профессионального образования);
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Но помимо этого под педагогической технологией понимают процессы:

  • Научного проектирования и точного воспроизведения гарантирующих успех педагогических действий;
  • Оптимизации обучения и воспитания путём анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность;

И целое научное направление:

  • Наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения;
  • Новое направление (с 50-х гг.) в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов;
  • Одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определённых задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.

В рамках реализации ФГОС наиболее актуальными являются следующие технологии:
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- педагогика сотрудничества;
- модульная технология;
- технология мастерских;
- кейс-технология;
- групповые технологии;
- традиционные технологии. 

Более подробно рассмотрим каждую технологию.

1. Технология развития критического мышления

Основные методические приемы развития критического мышления.

  • Кластер.
  • Таблица.
  • «Знаю / хочу узнать…/ узнал».
  • Инсерт.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Составление синквейнов.
  • Чтение с остановками
  • Бортовой журнал
  • Тонкие и толстые вопросы.
  • Учебно-мозговой штурм.
  • Зигзаг
  • Корзина идей
  • Взаимоопрос
  • Перепутанные логические цепочки

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Таблица. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк.

Явления живой природы

Явления неживой природы

 

 

Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные  аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Выписки из текста

Вопросы и комментарии

«Знаю, хочу узнать, узнал»

Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996):

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) вы самостоятельно или в группе заполняете первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), вы далее заполняете графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

«Знаю»

Хочу узнать

Узнал

ИНСЕРТ – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  «галочкой» помечается то, что им уже известно;
  знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

Инсерт-таблица для первоклассников к сказке «Репка».

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.
    
Вторая методика, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно». В данном случае текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана педагогом или самим обучающимся. Например, анализ теста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок  «плюс» сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, «минус» о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» представляет собой повод для размышления. Эти же три значка может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично.

Интеллектуальная разминка.

В интеллектуальную разминку для детей  включены вопросы, способные вызвать интерес. Вопросы рассчитаны на  быстроту реакции и сообразительность (шарады, загадки, логические задачи, «хитрые вопросы»). Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности   «Озорные буквы в пословицах».

Найдите в пословицах озорные буквы, вставшие не на свои места и тем самым изменившие их привычный смысл. Трус своей лени боится. (Лени – тени) Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки)

Как это называется? Устройство для прыжков с самолёта. (Парашют) Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока) Главная песня государства. (Гимн) Упаковка для писем. (Конверт)

Дни недели. Как называется третий день недели? А десятый?  (среда) Сегодня пятый день недели. Назовите предыдущий и последующий. (четверг и суббота) В какой день недели Робинзон Крузо познакомился со своим другом на необитаемом острове? (пятница) Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая? (воскресенье).

Загадки. С корабля спущен трап в 10 ступенек, между которыми расстояние 30 сантиметров. Во время прилива вода поднимается со скоростью 15 сантиметров в час. Через какое время вода зальет третью снизу ступеньку? (Корабль поднимается вместе с водой во время прилива, поэтому ступеньки никогда не заливает) Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу, из-за этой баловницы получил я единицу. (Клякса) Как звали любимого зверя Фрекен Бок?  (кошка Матильда). В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»? (опять).

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Например:

Учитель.

  • Талантливый, умный,
  • Помогает, наставляет, вдохновляет
  • Быть собой и стать великим
  • Всем, кто этого желает
  • Гений

Чтение с остановками.

Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы" или "Ромашка Блума".

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

Прием «Бортовой журнал».

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что я знал по теме?

Новое знание

Графическая форма (рисунок, схема)

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Прием «Тонкие и толстые вопросы».

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, а в левой колонке – вопросы, требующие подробного и развернутого ответа.
Примеры ключевых слов «толстых и тонких» вопросов.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли вы…?

Благодаря этому приему учащиеся учатся задавать вопросы, что, пожалуй, сложнее, чем на них отвечать.

Технология проведения УМШ.

Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.

1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма  (при выдвижении идей) — НИКАКОЙ КРИТИКИ! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.

2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.

3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

4. Группам выдается одна или несколько задач и проводится первичное обсуждение и уточнение условий этих задач.

5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.

Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап до окончания отведенного времени, если поток идей иссяк, и ведущий не может исправить положение.

После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап УМШ. АНАЛИЗ ИДЕЙ

На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап УМШ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».

В некоторых случаях учитель может поставить цель: найти как можно больше решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.

При использовании УМШ дети с большим интересом решают открытые задачи в группах. Этим методом они хорошо и быстро «раскалывают» относительно простые задачи. Но если задача долго не решается, то, высказав ряд идей, участники штурма теряют интерес, начинают скучать. Практика показывает, что для решения сложных открытых задач лучше всего использовать специальные алгоритмы. Это приводит мысли в порядок и повышает шансы на успех.

Зигзаг.

  • Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).
  • Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

  • Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
  • Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

  • После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
  • Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

"Зигзаг-2", или облегченный вариант.

Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.

  • Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
  • Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
  • Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
  • Работа в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
  • Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.  

Корзина идей.

Алгоритм работы с "Корзиной идей":

  1. Объявляется тема урока.
  2. Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  3. Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  4. Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.

  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.
  • На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Например:  при изучении темы по окружающему миру "Что такое почва?", в корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д.

Прием «Взаимоопрос».

Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Логические цепочки.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

См. продолжение статьи