Хромотерапия как метод здоровьесберегающей технологии в учреждении дополнительного образования

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, хромотерапия


Важнейшей социальной задачей современного общества является укрепление психофизического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Психофизическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Проблема психофизического здоровья детей из года в год не теряет свою актуальность, а наоборот становится тревожней. В настоящее время отмечается рост нервно-психических расстройств у детей дошкольного возраста младшего школьного и подростков. Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление психофизического здоровья требует усилий. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, планшетами, смартфонами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.

А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме».

Однообразие же традиционных занятий снижает интерес у детей к физкультуре. В определенной мере помочь в этом могут фитнес-технологии. Фитнес-технологии – это, прежде всего, технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнесом

При анализе данных научно-методической литературы и в практической деятельности мы увидели, что занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать их оздоровлению, повышению интереса и приобщению к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразного современного инвентаря и оборудования, а также возможности обогащения фитнес технологии различными технологиями, методами, приемами направленными на решение это проблемы. Мы хотим рассказать о том, как можно обогатить фитнес – технологию используя такой метод оздоровления как хромотерапия (цветотерапия) Осуществляется этот метод, главным образом, через глаза, вызывая в организме целый ряд изменений. При правильно подобранном цветовом воздействии нормализуются обмен веществ, физиологические процессы, психическое здоровье, восстанавливается постоянство внутренней среды, повышается сопротивляемость организма. Как свидетельствует история, связь между светом (цветом) и здоровьем человека была установлена еще много столетий назад.

На протяжении всей истории цвет играет важнейшую роль в лечении болезней разной степени тяжести.

Впервые научно обосновал это Исаак Ньютон, который проводил эксперименты с призмой. Он же доказал, что солнечный свет состоит из семи цветов. Теперь же есть доказательства, которые появились в результате проведения многочисленных экспериментов, в частности, удалось установить, что та или иная световая волна влияет на организм определенным образом, например, голубые лучи могут спасти от головной боли, красный цвет влияет на работу сердечно-сосудистой системы, зеленый и желтый находятся в гармонии с органами пищеварения. Именно поэтому, окружая себя предметами определенного цвета, мы можем почувствовать себя хуже или лучше

Хромотерапия – это метод натуральной гармонизации организма посредством разных цветов. Принцип хромотерапии прост: каждый цвет связан с определенным ритмом, вибрациями, цвета оказывают огромное влияние на наше здоровье, как физическое, так и психическое.

Цветам приписывают определенные исцеляющие свойства в зависимости от температуры, которую они символизируют. Есть мнение, что цвет способен активизировать производство гормонов, которое будет достаточным, чтобы организм пришел в норму. К этому выводу пришли хромотерапевты после нескольких веков практических исследований. Согласно этому виду терапии цвет может устранить практически любую проблему со здоровьем, как физическую, так и психоэмоциональную. Хромотерапия, являясь методом здоровьесберегающей технологии очень важна при использовании в детских учреждениях – детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования. По определению, Серикова Владислава Владиславовича этот метод относиться к Оздоровительному типу здоровьесберегающих образовательных технологий (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия( цветотерапия, SAND-ART и т.д.))

Психологически различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности. То есть, они оказывают прямое влияние, которое может быть запрограммировано. Научные исследования последних лет показывают, что физически цвета одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума к какому-либо из них.

Свойства конкретных цветов прекрасно известны, и используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов.

Методы хромотерапии, способствующие укреплению психофизического здоровья детей.

Существует довольно много способов применения хромотерапии: освещение, медитация, визуализация, цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы и камни.

Цветовая визуализация

Заключаются в рассматривании картинки или предмета определенного цвета. Например: Мы берем лист бумаги, окрашенный в зеленый цвет. 10–15 минут достаточно, чтобы глаз зафиксировал цвет, передал сигнал мозгу, откуда он поступит в центральную нервную систему, а от нее – органу, на который данный цвет оказывает наиболее сильное воздействие. Например: Целительный оранжевый. Он повышает жизнеспособность всего организма, нормализует работу селезенки и поджелудочной железы. Оранжевый цвет благотворно действует на органы дыхания, а при бронхиальной астме полезно сочетать медитацию на этот цвет с ритмической гимнастикой.

Цветовая медитация

Если есть возможность, то лучше всего использовать специальное оборудование. Если его нет, то дети садятся, закрывают глаза и стараются представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в нужный цвет. Время медитации составляет 20 минут. Или можно использовать прием который вы попробуете сегодня – работа с тканью. Сейчас мы разделимся на 4 команды и каждая команда побудет под тканью определенного цвета. !!!!! После того как побыли под тканью – поделитесь впечатлениями.

Цветная вода. Цвет и вода

Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряженна определенным цветом. Как установили ученные, вода имеет память и еще массу других чудесных свойств. Эти свойства можно использовать на свое благо. Очень удобны и эффективны цветные подставки (это могут быть салфетки, цветная бумага или картон), на которых свободно помещается стакан с водой. Вода прекрасно воспринимает информацию, поэтому достаточо поставить на 5–10 минут стакан с водой на цветную подставку, чтобы вода "восприняла" и передала Вам ее энергетику. "Цветную" нужно пить неспеша, мелкими глотками. Для осуществления данного метода хромотерапии мы используем цветовые подставки (салфетка из хлабчатобумажной ткани) или кувшины с цветным стеклом. Обратите внимание как они могут выглядеть.

Теплое пространство

Детали интерьера должны радовать глаз и поднимать настроение, а расположение элементов — создавать простор для вдохновения! Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания. Можно сделать яркую стену. Яркая стена (холодная или теплая, оттенок выбирать только вам) подойдет практически к любому помещению, подарив ему заряд бодрости и позитивной энергетики или возможность успокоить. Например, Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости. Хочу добавить, что при подготовке олимпийских сборных еще со времён Советского Союза разные цвета используют для разных задач:

  • красный – добавить энергии и даже агрессии,
  • оранжевый – воодушевить,
  • зеленый – гармонизировать,
  • голубой – сбавить напряжение и т.д.

Физминутки – Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, или во время таких занятий. Для дошкольников лучше использовать теплую гамму(кроме красног), для старшеклассников – холодную.

Основная часть занятия

Хорошо использовать готовые ролики, можно сделать и свои. Задачи использования такого ролика могут быть различными – мягко упокоить детей или наоборот мягко тонизировать, настроить на выполнение сложных элементов и т.д.

Игры по хромотерапии, направленные на развитие цветового восприятия и расслабление мышц всех частей тела, способствующие укреплению психофизического здоровья. Отлично работают игры-эстафеты с включением различных цветов. Хорошо такие игры использовать для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Есть игры с цветом, действие которых направленные на снижение уровня агрессии и тревожности у детей.

Упражнение на координацию «Желтая песенка».

  1. Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх),
  2. Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо),
  3. Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),
  4. Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз),
  5. Желтая бабочка, желтая букашка.
  6. Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания).
  7. Желтое солнышко, желтенький песочек,
  8. Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)

Профилактика зрительных нарушений

Офтальмотренажеры помогают улучшить зрение и сами по себе интересны для детей.

Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.

Применение офтальмотренажеров позволяет решить следующие коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать глазодвигательные навыки;
  2. Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор;
  3. Развивать навыки пространственной ориентации;
  4. Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Отсюда вывод: Включение хромотерапии в фитнес технологию.

  • знакомит с эффективными способами снятия эмоционального и физического напряжения;
  • при регулярном выполнении игровых, релаксационных и арт-терапевтических упражнений у большинства обучающихся формируется ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела; благодаря освоению навыков психической саморегуляции снижается двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса;
  • в силу возраста, обучающиеся часто не осознают своих психологических «заноз», а благодаря работе мышц во время физических упражнений, овладению дыхательными упражнениями и работе с цветом, обеспечивается активная разрядка эмоций.

И самое главное занятия с использованием хромотерапии помогают формированию более адаптивных поведенческих реакций у детей и формированию позитивных установок, при этом усиливается психологическая адаптация к социальной напряженности, стрессовым ситуациям; повышается мотивации к систематическим занятиям физической культурой и фитнесом.

Данный метод не имеет противопоказаний. Он оказывает благотворное влияние на общее душевное состояние ребенка, способствует его развитию. Хромотерапия хорошо сочетается с другими методами здоровьесберегающих образовательных технологий, увеличивая их эффективность и долгосрочность результата.

Литература

  1. Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2982/ (дата обращения: 27.06.2019).