Тип урока: закрепление знаний
Цель: создание условий на уроке для формирования умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи:
1. Предметные
- Знать структуру текстовой задачи, понятия простая и составная задача.
- Знать правило оформления решения задачи в два действия в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос.
2. Личностные
- Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- формировать представление о значении математики в жизни человека;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
3. Метапредметные
1) регулятивные:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
2) коммуникативные:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
- выражать свою точку зрения;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
3) познавательные:
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, предметные картинки.
План-конспект урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Слайд 2. Начинаем наш урок математики вместе с солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, дарит хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки. Будьте сегодня внимательны, активны, старательны, покажите все свои знания и умения и обязательно узнайте что-то новое.
- А для этого мы с вами отправимся в гости к сказке. Слайд 3.
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…
Слайд 4. Мы с вами оказались в Математическом царстве.
Слайд 5. - В этом царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды случилась беда: Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Поможем Ивану-царевичу? Выполним задания устного счёта.
II. Актуализация знаний. Устный счёт
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для повторения изученного
А) Отработка знания последовательности чисел от 0 до 20. Дети выполняют задания, а на слайде презентации появляются ответы-числа. Работа по цепочке. Задания: расставить числа в порядке возрастания, убывания, найти соседей числа, сравнить числа и выражения.
- Повторим последовательность чисел второго десятка. Отвечаем сидя с места по цепочке. Слайды 6 – 9.
Слайд 10. - Молодцы, ребята! Мы помогли Ивану-Царевичу узнать, кто похитил Василису Прекрасную, это злой Кощей. Но вот куда дальше идти, по какой дороге не знает.
Б) Отработка вычислительных навыков.
Слайд 11. - А тут для него новое испытание - камень придорожный с надписью: “Выполни правильно вычисления и Иван Царевич пойдёт в нужном направлении”. Призадумался добрый молодец, поможем ему? Выполнение заданий. Слайды 12-15.
Слайд 16. - Мы помогли Ивану Царевичу и пошёл он прямо по дорожке.
III. Работа по закреплению изученных знаний и способов действий (по теме урока)
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для изучения новых знаний
1) Определение темы урока и постановка целей урока (целеполагание).
- Молодцы, ребята, вы поразмышляли, много вспомнили, посчитали устно и мы переходим к теме нашего урока. Вспомните, что мы с вами вчера изучали? (новый вид задач), какой новый вид задач мы узнали? (составные задачи). Правильно, и сегодня мы будем отрабатывать навыки решения составных задач или задач в два действия и продолжим помогать Ивану Царевичу. Слайд 17.
2) Повторение изученного материала. Идёт наш Иван-Царевич дальше, глядит перед ним избушка на курьих ножках. Только подойти к ней он не может. Высокие ели преграждают путь. Баба Яга у окошка сидит да на Царевича покрикивает: “Правильно ответишь на мои вопросы о – пропустят тебя ёлки, а нет – так голова с плеч”.
- А вопросы будут по теме нашего урока. Кто помнит из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ). Чем простая задача отличается от составной? (одно действие – два и больше действий). Как решить составную задачу? (нужно составить план решения задачи).
А сейчас давайте вспомним, как правильно по действиям записать задачу в два действия. Переключить на видеоплеер. Просмотр видеофрагмента «Решение задачи в два действия».
- Итак, мы вспомнили, как записать по действиям задачу в 2 действия. А наш Иван Царевич смог пробраться наконец – то к избушке, пропустили его ёлки.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. Слайд 18. Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился Иван-Царевич в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку. Выполнение упражнений под музыкальную физминутку.
Переключить на видеоплеер. Переключить обратно на презентацию.
3) Работа с задачами по учебнику. Включение новых знаний в систему знаний.
Слайд 19. Отдохнул Иван Царевич возле избушки, только хотел двигаться дальше, а Баба Яга проголодалась, Слайд 20 не отпускает Ивана-Царевича, хочет его съесть, а чтобы ему помочь, велит она нам решить задачу трудную новую. Открываем наши учебники на стр. 63, записываем в тетради № 1. Слайд 21 (чёрный слайд). Решение и запись решения задачи по плану, данному в учебнике.
- Прочитайте задачу. - Сколько шариков на первой проволоке? (10.)
- Известно ли, сколько шариков на второй проволоке? Что сказано об этих шариках? (Их на 3 меньше.)
- Что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без 3.)
- Где на рисунке спрятаны шарики, нанизанные на вторую проволоку? (За полоской.)
- Составим план решения задачи. (Сначала надо узнать, сколько шариков на второй проволоке. Потом надо узнать, сколько всего шариков.)
- Как это узнаем? (К шарикам на первой полке прибавим количество шариков на второй полке, которое получили первым действием.)
4) Решение выражений (вычисления в пределах 20 без перехода через десяток).
Самостоятельная работа (стр. 63 № 4)
– Молодцы, задача решена, Иван Царевич ушёл от Бабы Яги, но тут новое препятствие – Слайд 22 Змей Горыныч о трёх головах. Змей Горыныч огнём дышит, своё задание задаёт, очень трудное. Достал Иван-Царевич меч - кладенец и отправился на бой. А нам Змей своё задание дал – решить трудные примеры. Записываем № 4, первый пример коллективно с объяснением, остальные самостоятельно. Слайд 23 (чёрный слайд)
IV. Подведение итога урока
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Вот мы и справились со Змеем Горынычем. Слайд 24. С нашей помощью Иван-Царевич освободил Василису, и наши герои, вернувшись в свое математическое царство, благодарят нас за помощь и говорят: Слайд 25 “Ребята! Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности. Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра”. Спасибо за помощь. Слайд 26.
- А мы с вами давайте подведём итог урока. Над какой темой мы сегодня работали?
- Подумайте, можете вы себя сегодня похвалить за работу на уроке? Кто из вас понял, как записывать и решать задачи в 2 действия?
- Задание какого сказочного героя было для вас самым трудным? А самым интересным? Удачи, успехов! Спасибо.