Дистанционный урок по чтению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: 3

Ключевые слова: чтение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Наименование раздела

Комментарий – пояснение к разделу

1.

Тема

М.Пришвин "Моя Родина"

2.

Цель, задачи

- знакомство с новым произведением М.М.Пришвина «Моя Родина»;
- формулировать основную мысль своими словами;
- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.

3

Теоретическая часть

1. Организационный момент.

- Урок литературного чтения - это урок общения, урок встречи с новым произведением, писателем, урок-открытие: мы всегда узнаём что-то новое.
- Как вы думаете, чтобы достичь цели, какими мы должны быть?
(внимательными, сообразительными, активными, а самое главное - желание получить новые знания).
Прочитайте высказывание на слайде. (Слайд 3)

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в учебнике. Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте название раздела («Люби живое»).
- Как вы понимаете выражение "Люби живое"?
- Начните познавать раздел с удивительного произведения.
- А о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос после прочтения стихотворений.

Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это... Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это ... Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже ... Родина!

- Догадались? О чем будет новое произведение? (О Родине)
- Как называется наша Родина? (Россия)
- У слова родина есть ещё одно значение. Подумайте какое?
Прочитайте.
«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша».
- О каком кусочке земли идёт речь?
- Ещё значение имеет слово "родина" - место, где мы родились и живём? Наша малая родина: где мы родились, где живут наши родители. (Слайд 4)
Родина - место, где человек родился.
- Красоту нашей Родины, родную природу воспевали многие писатели: Конст. Паустовский, Е.И.Чарушин, М.М.Пришвин.
- Прочитайте стихотворение.

Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.

Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек…
(М.Цуранов)

- Это М.Пришвин (Слайд 5)
- Как вы думаете: каким человеком он был?
(Такой удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли.)
- М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство.
(Рассказ о М.Пришвине) (Слайды 6-9)
- Познакомьтесь с «ключевыми» слова:

МАТЬ
ЧАЙ С МОЛОКОМ
ВСТАВАТЬ РАНО
УХОДИЛ НА ОХОТУ

- О какой родине будет рассказ: об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? (Слайд 10)

3. Первичное чтение произведения М.М.Пришвина «Моя Родина»

Работа с текстом во время чтения.
- Всю работу вы будете фиксировать в журнале. Таким журналом для вас будет маршрутный лист. Запишите название произведения и автора.
- Какие слова оказались незнакомы?
- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)
- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?
- Когда вставала мама?
- Что однажды сделал маленький Пришвин?
- Чем его угостила мама?
- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)
- Этот непростой горшочек. Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите внимание на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало. (Слайд 11)
- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)
- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
- Привык ли он к утреннему вставанию?
- Как об этом говорит автор?
- Озаглавьте эту часть (Прекрасный чай)
- Запишите в таблицу цифру 1.
- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Рано. Это стало его привычкой)
- О чём думал автор?  Прочитайте.
- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.
- Догадались, почему автор вставал рано? (Он очень любил природу)
- Как вы думаете, какой совет даёт нам автор? (Вставать с солнцем)
- Как можно озаглавить эту часть? (Вставать с солнцем)
- Запишите 2 пункт плана в маршрутный лист.
- А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится? (Здоровье, радость, жизнь и счастье)

Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту" до слов ... "не встречался").
- Куда уходил Пришвин после чая?
- Чем, вообще, люди занимаются на охоте?
- В чем заключалась охота для писателя? (В находках)
- Как вы понимаете значение слова "находка"?
- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.
- Как можно озаглавить эту часть? (Находки)
- Запишите в маршрутный лист 3 пункт плана.

Чтение следующей части (до конца).
- Что обозначает слово "кладовАя"? Какой словарик надо взять, чтобы узнать значение слова? (Толковый словарь Ожегова.)
(Слайд 12)
- К кому обращается автор в этой части?
- Как он к вам обращается?
- Как он называет Вас? (хозяевами)
- С чем сравнивает автор природу? (кладовАя)
- Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?
(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).
- Именно солнце – источник жизни, а его «кладовАя» – природа – позволяет существовать всему живому.
- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?
(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).
- Что нужно рыбе?
- Почему?
- Что нужно птице?
- Почему?
- Что нужно зверю?
- Почему?
- А что нужно человеку?
- Почему?
- Что значит "охранять природу"?
- Как можно озаглавить эту часть?

3.Работа в листах.

Охранять природу - значит охранять Родину.

4. Повторное чтение рассказа.

Задание: Какая основная мысль текста? (запишите в маршрутный лист)

Вывод: Надо охранять природу. А охранять природу - значит охранять и родину. (Слайд 13)

- Какой совет дал писатель? (запишите в маршрутный лист)
- Чему вас научил рассказ М.Пришвина "Моя Родина"? (запишите в маршрутный лист)
- Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?
- Почему с рассказа "Моя Родина" начинается раздел учебника «Люби живое»?
- Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить?(Слайд 14, 15)

4.

Инструментарий

Учебник литературного чтения, тетрадь по литературному чтению, маршрутный лист, презентация.

5.

Задания для самостоятельной работы

1. Для тех,  кто любит фотографировать, отправить  фотографии на тему "Моя Родина".
2. Для тех,  кто любит сочинять, написать рассказ на тему "Моя Родина".
3. Для 3. Кто любит рисовать, нарисовать рисунок на тему "Моя Родина (Слайд 16)

6.

Самооценивание

- Оцени свою работу на уроке.
- Что не удалось сделать? Что получилось?

7.

Проверка

- Сфотографируй и отправь мне на электронную почту или вотсап выполненные задания.
- Отправьте свой маршрутный лист на проверку.

8.

Итог

- Книги М.Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
"Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!" (К.Паустовский)
- Может ли человек прожить без сердца?
- Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
- Читайте книги о Родине и родном крае, изучайте историю, любите родину.