Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
- повторить экологические правила поведения людей в природе;
- пополнять знания учащихся по экологии;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами, которые необходимо решать человечеству в современном мире;
- привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
- воспитывать любовь к родной природе.
Форма: беседа, интеллектуальная игра.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Предварительная подготовка:
- подбор материала к внеклассному мероприятию;
- составление сценария и презентации;
- подбор материала к представлению экспертом сообщений об экологических проблемах;
- подготовка ведущих;
- конкурс рисунков ««Наш общий дом- планета Земля».
Оборудование: проекционная и компьютерная техника, музыкальное оформление, фотоматериалы, классная доска, карточки с заданиями.
Ход классного часа
Ведущий 1:
Планета Земля — родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовется геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру.
Не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают.
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
(Парамонова Ж.)
Ведущий 2: Сегодня 22 апреля-День Земли. Что это за дата? Обратимся к эксперту.
Эксперт: День Земли – всемирное движение гражданских инициатив в защиту планеты как общего глобального Дома, объединяющее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля - это наш общий дом, который надо содержать в порядке. (презентация)
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
(В.Шифнер)
Символом Международного дня Земли является зелёная греческая буква Тэта на белом фоне. Также, у Земли есть неофициальный флаг, на котором изображена наша планета на тёмно-синем фоне.
Ведущий 1: Природа - нащ общий дом! Сколько же радости дарит нам окружающий мир! С давних времен человек и природа тесно связаны между собой.
Ведущий 2: Но в последнее время эти взаимоотношения резко ухудшились. Всё связано с тем, что люди не умеют ценить то, что имеют,не заботятся об окружающем их мире.
Леса уходят.
Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и берёзы,
Рябины гасят пламенные гроздья.
Когда-то были в тех лесах дубы,
И ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают - океан зелёный.
(В.Орлов)
Ведущий 1: Каждый достоин того, что он заслуживает. И именно от нас зависит, в каком мире мы и будущие поколения будут жить.
Ведущий 2: Сегодня в класс нам пришло письмо.
Отгадайте от кого (по первым буквам слов): Приложение 1
Ведущий 1: (читает письмо) Люди! Обращается к вам Природа! Думаю, общение со мной всегда доставляет вам радость. Человек не перестаёт восхищаться поразительными моими творениями: животными, растениями и удивительной красоты ландшафтами. Красива я в любое время года. Летом я дарю вам тепло и море цветов! Осенью я дарю вам урожай, красоту ярких листьев во время листопада. Так приятно пройти по лесу и почувствовать, как листья шуршат под ногами. А сколько радости приносит зима! Как здорово лепить снежки и кататься с горы на санках. Весной снег тает, я расцветаю. Лес покрывается свежей зеленью, поют птички, воздух наполняется ароматом клейких листочков. Я думала, что так будет всегда. Но вот однажды я заболела. Я не могла понять, что же случилось? Оказывается, вот что произошло. Я ощутила на себе такую тяжесть, что трудно представить. Оказалось, что вместо лёгкого пушистого снега на мне образовались огромные горы мусора. Леса, которые росли много-много лет, уничтожаются людьми ради материальной выгоды. Когда я подошла к озеру, увидела, что по ней плывут коряги, консервные банки и бутылки. На дорогах лежат фантики от конфет и пластиковые бутылки. Я обращаюсь к вам, люди: «Помогите! Ведь я скоро перестану существовать, и вы вместе со мной. Вы тоже можете заболеть, как и я. Вылечите меня».
Ведущий 2: Многие задумываются, а что мы можем сделать? Это же от меня не зависит!
Ведущий 1: Зависит, и еще как! Все мы можем просто не мусорить на улицах, в парках, у реки и у озера, на море?
Ведущий 2: Давайте попросим эксперта объяснить основные правила поведения в лесу.
Эксперт: Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
- Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
- Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
- Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
- Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
- бросать горящие спички и окурки;
- употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов;
- оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
- оставлять бутылки или осколки стекла;
- разводить костры в местах с сухой травой;
- выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.
Ведущий 2: Спасибо за полезные советы. Следуя им, мы сбережем нашу планету!
Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в интеллектуальной игре «Юные экологи» и показать свои лучшие знания о Земле.
Ведущий 2: Вы готовы? Тогда мы начинаем!
Ведущий 1: У нас сегодня три команды с экологическими названиями. Представьте себя.
Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:
- уважать позицию товарища;
- не обижать и не обижаться;
- быть внимательным;
- соблюдать тишину;
- слушать и слышать друг друга;
1 задание «Листовка»
Ведущий 2: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. С.Михалков
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти.
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
Подготовьте листовку на тему «Правила поведения в лесу» с помощью условных знаков.
2 задание «Экологическая азбука»
Ведущий 1: Из слова ПРИРОДА нужно составить как можно больше слов.
3 задание «Зеленая аптека»
Ведущий 2: А сейчас мы узнаем, знают ли ребята лекарственные растения и чем они полезны?
(каждая команда получает фото с изображением лекарственных растений) Приложение 2
4 задание «Защита исследовательских проектов по теме»
Ведущий 2: Проверим, как команды выполнили домашнее задание.
Ведущий 1: Нас ждет защита исследовательских проектов на тему «Сортировка мусора-как решение проблемы по предотвращению экологической катастрофы»
Цель проектов: рассказать всем о причинах ухудшения экологии и доказать, что природу нужно беречь!
Задачи:
- Рассказать всем об экологии
- Выяснить отношение людей к возникшей проблеме загрязнения окружающей среды
- Привлечь внимание общественности к проблеме разделения мусора
Причины ухудшения экологии:
- Загрязнение водоёмов не разлагающимся бытовым мусором (пластик, металл, полимеры и др.)
- Выбросы в атмосферу вредных веществ с заводов
- Выбросы вредных веществ очистных сооружений в водоёмы
- Загрязнение леса людьми
- Массовое уничтожение животных, птиц и растений, занесённых в Красную Книгу
- Запрещенные действия людей в лесах, приводящие к пожарам и, как следствие, гибели животного и растительного мира
(Защита проектов, подведение итогов мероприятия) Приложение 3
Эксперт: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо подготовились. Давайте вместе распространим полученную информацию, так мы поможем сохранить природу на много тысячелетий вперед.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этом мероприятии.Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе и знаете, как важно бережно относится к ней. Давайте будем ее беречь. Сейчас в гимназии проходит акция «Сбор макулатуры». Давайте примем в ней активное участие.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)