Важной задачей современной системы начального образования является выработка у учащихся позитивной мотивации и повышение их интереса к учебе. Для реализации данной задачи следует детально ознакомиться с проблемой мотивации учебы и на этой основе этого определить наиболее эффективные пути ее формирования.
Проблема формирования у младших школьников мотивации учебной деятельности приобретает важное значение, так как ее становление происходит в первые годы школьной жизни, и во многом предопределяет успеваемость учебной деятельности детей в старших классах, что обусловливает актуальность данного эссе.
Большой вклад в теорию мотивации внесли современные и зарубежные ученые Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Б.Вайнер, Т.Новацкий, Д.Брунер и другие. В своих работах исследователи отмечают, что мотивация учения может выступать хорошим показателем уровня психического благополучия ребенка, показателем уровня его развития. Мотивы учения младших школьников отражают интерес к занятиям и осознанное отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, что необходимо формировать, прививая интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию. Развитие активности школьников в процессе обучения является одной из важнейших задач современной системы образования.
Особенность учебной мотивации многих младших школьников – это беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учения является настолько сильной, что они не пытаются понять, для чего им нужно делать то, что говорит учитель. Даже самую скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, потому что задания кажутся им очень важными. Данный аспект имеет и положительную сторону, так как постоянное объяснение школьникам значение определенного вида деятельности было бы сложным для учителя начальных классов.
В первые годы школьной жизни дети хотят учиться, имея внутреннюю позицию школьника. Среди разных социальных мотивов учения главную роль имеет мотив получения высоких отметок. Остальные социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования осознаются учащимися начальной школы и придают их учебной деятельности смысл. Мотивация неуспевающих школьников отличается определенной спецификой в сравнении с мотивацией благополучных сверстников. При условии наличия сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов сужается, что объединяет мотивацию в целом.
На мой взгляд, позитивная учебная мотивация эффективнее всего развивается в условиях безотметочного обучения, которое является одним из условий формирования целостной, всесторонне развитой, личности. Соответственно, современное образование ориентировано именно на развитие успешной личности учеников. Для лучшего перехода на новую систему образования, которая направлена на формирование в учеников желания учиться, достигать соответствующих целей, первоочередным заданием является развивать у учеников интерес и формировать позитивную мотивацию к учебе[1].
Формирование учебной мотивации и мотивов учения школьников, зависит от разных условий. Значимым условием, прежде всего, является личность учителя и характер его отношения к ученику, выбор стиля педагогического общения.
Мотивы учебной деятельности делятся на познавательные и социальные. Они характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка и необходимы для успешного осуществления образовательной деятельности.
Среди основных факторов, влияющих на формирование учебной мотивации, можно выделить следующие: содержание учебного материала, организация образовательной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, мониторинг и оценка образовательной деятельности, безотметочная учеба.
Особенное значение в формировании мотивации обучения младших школьников имеет личность учителя и стиль его учебно-педагогической деятельности.
Выявление у школьника характера его учебной мотивации, а также смысла учения для него в каждом конкретном случае имеет важную роль в определении мер педагогического воздействия (или влияния). Формировать у ученика мотивацию – это не значит заложить готовые цели и мотивы в его голову, а поставить ученика в такие ситуации и условия развертывания активности, где все желательные цели и мотивы складывались и развивались бы в контексте прошлого опыта, с учетом индивидуальности и внутренних устремлений самого школьника.
Л.М.Фридман выделяет два пути развития у детей мотивации [2].
Первый способ («снизу вверх») - создать такие объективные условия, такую организацию деятельности детей, которые обязательно приведут к формированию в них необходимой мотивации. Учитель, опираясь на уже существующие потребности учеников, организует определенные виды деятельности таким образом, чтобы они вызывали положительные эмоции удовлетворения и радости. Если ученики испытывают эти чувства в течение длительного времени, то у них появляется новая потребность - сама эта деятельность, которая вызывает у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников включен новый устойчивый мотив для этой деятельности.
Второй путь («сверху вниз») состоит в усвоении ребенком целей, идеалов, мотивов, содержания личности, представленных в готовой «форме», которые должны у ребенка сформироваться и которые сам ребенок должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Этот способ связан с методами объяснения, убеждения, информирования, примера, внушения.
Особую роль здесь играют коллектив, социальная среда, в которой ученик живет и действует, традиции, взгляды и убеждения, принятые в этой среде. Именно социальная среда способствует формированию у школьника положительного отношения к учебе, т.к. он стремится к подражанию и повторению поведенческих паттернов, которые показывают ему взрослые. Для младшего школьника огромное значение имеет пример взрослых и то, как они относятся к тому или иному явлению. Если они показывают позитивное отношение к учебе и процессу познания, у ребенка вырабатывается положительная учебная мотивация, формируется мотив учения. К примеру, в США существует проблема того, что афроамериканские дети не уделяют много внимания учебе в связи с тем, что в их социальной среде большим достижением считаются спортивные успехи, а не школьные. Таким образом, мотивация школьника формируется в зависимости от того, какие ценности поощряют и поддерживают родители и социальное окружение ребенка.
Также немаловажно здесь и то, какой позиции придерживаются родители – направленность мотивации на процесс или на результат. Если родители поощряют ребенка стремиться к успеху, то допущенные ошибки могут снижать его интерес и мотивацию, в то время как направленность на получение удовольствия от познания будет способствовать более углубленному изучению и выработке интереса к самому процессу получения знаний. Таким образом, можно сказать о том, что семья и социальные установки и убеждения окружающих людей будут оказывать огромное влияние на формирование мотивации младшего школьника.
По мнению Л.М.Фридмана [2], учитель в своей работе по формированию у учащихся необходимой мотивации должен использовать оба эти способа.
Таким образом, подводя итог, необходимо сказать, что формирование учебной мотивации младших школьников является одной из актуальных проблем современного образования. На мой взгляд, проблема формирования мотивации в современном обществе кроется в социальных установках и убеждениях людей, в среде которых воспитывается младший школьник. Для него играют огромную роль взрослые и их мнение в этом возрасте, поэтому то, каких убеждений придерживаются люди, близкие ему, будет оказывать огромное влияние на то, стремится он к учебе или нет. Таким образом, важно осознавать то, что именно общество закладывает мотивацию учения и задает направление развития школьника. Современное общество предъявляет множество требований и условий к тому, каким должен быть школьник, и зачастую основная цель, которую хочет видеть окружение – это результаты, в то время как сам интерес к процессу познания представляется не таким значимым. Таким образом, возникает определенное противоречие – современное информационное общество хочет, чтобы ребенок достигал успеха, однако ребенок часто не заинтересован в том, что он делает или поддерживается исключительно внешними мотивами. Соответственно, на мой взгляд, решение данного противоречия кроется в формировании устойчивого мотива учения и направленности на процесс, а не на результат или избегание неудач.
Список использованных источников
- Ульянова Л.Г. Безотметочное обучение в начальной школе / Л.Г.Ульянова // Завуч начальной школы. – 2007. – № 3. – С. 18-24.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М.Фридман. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 480 с.