Профориентационная игра "Я в мире профессий"

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 7

Ключевые слова: профориентация, Профориентационная игра


Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно. Мы живем в обществе, поэтому принимая любое решение, мы советуемся с важными для нас людьми, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение, на него также влияют не только личностные особенности, но и существующее вокруг нас окружение. Главная задача выбирающего профессию – тщательно проанализировать все эти факторы, учесть их влияние и принять грамотное, самостоятельное решение.

Цель: формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.

Задачи:

  • Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
  • Определить мотивации выбора профессии.
  • Информировать подростков их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  • Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;

Ход профориентационной игры

  1. игра: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”;
  2. игра: “Самая-самая”;
  3. Диагностика «Основной мотив выбора профессии»;
  4. Изучить «житейский» способ выбора профессии;
  5. Выявить и перечислить профессиональные качества для некоторых профессий, найти сходства между ними;
  6. игра: “Угадай профессию”;
  7. игра «Пантомима»;
  8. игра «Закончи пословицу»;
  9. Подведение итогов мероприятия.

Оборудование: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки.

Введение

Педагог-психолог озвучивает актуальность темы.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе родители, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - определим ваш мотив выбора профессии.

Упражнение «Назови профессии или специальности на заданные буквы».

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? - дополнительные 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.

О

К

Р

П

Окулист

Контролер

Разведчик

Пилот

Упражнение "Самая-самая ".

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Назовите профессии:

  • Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
  • Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  • Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  • Самая волосатая (парикмахер...)
  • Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
  • Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
  • Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  • Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно, необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Диагностика "Определение мотивации"

Это задание помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.

1.В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

5.Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

2.Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

3.Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

6.Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

4.Проявлять творческую инициативу, позволяющую полностью раскрыть свои творческие способности.

Оценка результата: если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, карьера). Если выбранные вами суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным). Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер.

Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас - это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

  • Востребованность на рынке труда.
  • Доходность.
  • Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
  • Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
  • Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
  • Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
  • Положительное влияние на семейную жизнь.
  • Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  • Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: востребованность на рынке труда.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

Упражнение «Профессиональные качества».

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Ведущий перечисляет профессиональные качества, а команды угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

Дисциплина

Решительность

Ответственность

Находчивость

Коммуникабельность

Находчивость

Коммуникабельность

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Собранность

Ответственность

Способность убеждать людей

Отвага

Память на образные предметы

Патриотизм

Переключаемость внимания

Знание техники и оружия

Знание оборудования

Военные специальности

Продавец, бармен, официант

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы – учащиеся нашей школы. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов.

Инженер

Менеджер

Врач

Эколог

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Упражнение «Пантомима».

А теперь давайте отдохнем и поиграем. Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий: Пилот, учитель, эколог врач, психолог, лингвист.

Мы с вами уже знаем, что существует более 10 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.

Упражнение «Закончи пословицу».

Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:

  • Пашню пашут, руками не машут.
  • Кто не ходит, тот и не падает.
  • С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
  • С охотой можно и в камень гвоздь забить.
  • Усердная мышь и доску прогрызет.

Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:

  1. В труде рождаются (герои).
  2. Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
  3. Недаром говориться, что дело мастера (боится).
  4. Безделье – мать всех (пороков).
  5. Труд, труд и труд — вот три вечных (сокровища).
  6. Больше науки — умнее (руки).
  7. Хочешь есть калачи — (не сиди на печи).
  8. Без работы и машина (ржавеет).
  9. Не разгрызть ореха — (не съесть и ядра).
  10. За труд не бьют, а награды (дают).

Подведение итогов

Сейчас подведем итог нашей профориентационной игры. Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • Игра мне понравилась…
  • Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

Заключительное слово педагога-психолога

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой. Спасибо всем за внимание, активное участие в игре!

Список литературы

  1. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. - Спб., 2010.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005.
  3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М., 2009.

Интернет-ресурсы

  1. http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-trude/
  2. http://flaminguru.ru/posltrude.htm