Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием пластилинографии

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста является объектом исследований широкого круга ученых-психологов, логопедов, дефектологов, педагогов. По мнению ученых (М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), развитие мелкой моторики у малышей оказывает непосредственное влияние на их речевое развитие. По данным исследований  М.М.Кольцовой было выявлено, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук [2].

На основе многочисленных исследований выявлена следующая закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы (Л.В.Фомина). Выявленная закономерность подтверждает необходимость развития мелкой моторики не только у детей с отставанием в речевом развитии, но и с нормальным речевым развитием. Кроме того, развитие мелкой моторики подготавливает ребенка к рисованию и письму [2].

Существует множество способов развития мелкой моторики малышей, среди которых – игры с пальцами, игры с мелкими предметами, игры с тренажерами, изобразительная деятельность. Особого внимания заслуживает техника «пластилинография», что означает рисование пластилином.

О.Ю.Тихомирова и Г.А.Лебедева предлагают для работы с детьми дошкольного возраста методику «Пластилиновая картина» [1]. Данная методика направлена не только на развитие творческих способностей детей, их воображения и эстетического вкуса, но и на развитие мелкой моторики. Суть методики заключается в том, что рисунок выполняется не красками, а пластилином, который наносится на плоскость картона пальчиками. Как отмечают авторы, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, что способствует усилению кровообращения, а также развитию тонкой чувствительности пальцев [1].

В качестве основного материала используется пластилин. Следует внимательно отнестись к выбору пластилина, так как использование очень мягкого или очень твердого пластилина затруднит работу. Очень мягкий пластилин будет прилипать к пальчикам и его сложно будет нанести на основу. А использование очень твердого пластилина приведет к быстрому уставанию пальчиков ребенка. Наиболее подходящим для работы в технике «пластилинография» является пластилин марки «Луч» (производство г.Ярославль) и «Гамма» (производство г.Москва).

Рисунок пластилином рекомендуется выполнять на картоне (белый и цветной). Формат картона может быть А-5 и А-4. На картон наносится рисунок какого-либо предмета (фрукты, овощи, цветы и др.). Еще понадобится пластиковая дощечка для раскатывания пластилина, стеки для разрезания пластилина и нанесения узора, салфетки для вытирания рук и пластиковой дощечки после выполнения работы.

Основными приемами  работы в технике пластилинографии являются:

  • раскатывание колбаски прямыми движениями ладони и на поверхности пластиковой дощечки;
  • скатывание шариков круговыми движениями ладоней или круговыми движениями одной ладони на плоскости пластиковой дощечки;
  • отщипывание маленьких кусочков пластилина и их примазывание к основе будущей картины;
  • отщипывание маленьких кусочков пластилина и скатывание двумя пальцами шарика.

Вот, пожалуй, и все приемы, которые предстоит освоить ребенку для создания картины из пластилина. Содержание первых картин не должно быть сложным, чтобы не вызвать у ребенка усталость и утрату интереса к выполнению работы. На прорисованные на картоне объекты накладываются тонкие колбаски и слегка придавливаются к основе. Рисунок можно полностью заполнить такими колбасками. А можно колбасками обозначить только контур изображаемого объекта, а внутреннюю часть изображения заполнить, примазывая небольшие кусочки пластилина к основе.

Также рисунок можно заполнить только маленькими кружочками, придавливая их к основе и подбирая по цвету. А тонкими колбасками обозначить рамку картины.

И еще несколько важных моментов:

  • чтобы пластилин был «послушным», его необходимо немного согреть, опустив на несколько минут в емкость с теплой водой;
  • выполнять работу нужно только отщипывая маленькие кусочки пластилина, затем придавить пластилин к основе и только потом примазать с усилием и разгладить, чтобы поверхность была ровной и гладкой;
  • стеками можно нанести поверх пластилина узоры – точки, волнистые линии и др.

Готовая картина может украсить интерьер вашей квартиры или комнаты ребенка. Пластилиновая картина может послужить хорошим подарком для близких ребенку людей.

Литература

1. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64 с.

2. Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 32 с.