Цели педагога:
Образовательные:
- создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по пройденному материалу, особенностях их внешнего и внутреннего строения, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды;
- выявить уровень ЗУН учащихся по теме;
- активизировать познавательный интерес к изучению природы, показать преемственность знаний по биологии в разных классах.
Развивающие:
- развивать любознательность и стремление к знаниям;
- развивать умения доказывать свою точку зрения;
- продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе, формировать представление о роли рыб в природе и в жизни человека;
- воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки работы в группе.
Задачи педагога:
- организовать осмысление целей, задач урока и мотивации учащихся;
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по биологии рыб, наблюдение и описание процессов происходящих в жизни рыб.
закрепить умения:
- выделять общие признаки типа Хордовые и кл. Рыбы;
- анализировать тексты на слух;
- способствовать развитию речевой деятельности, интереса к миру природы, развитию творческих способностей;
- организовать рефлексивную оценку деятельности уч-ся.
Цели для учащихся:
- углубить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, черты их приспособления к жизни в условиях водной среды;
- продолжить знакомство с миром рыб.
Задачи для учащихся:
- научиться называть основные черты строения рыб и особенности жизнедеятельности, распознавать их, делать выводы.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/з акрепят/ др. ученики в ходе урока | На уроке закрепляются знания о рыбах, их существенных отличительных признаках; приспособлениях к жизни в воде. |
Методы обучения:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Поисковый;
Оборудование:
- Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
- Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
- Рисунки обучающихся, доклады;
- Видеофильм «Встреча двух подруг».
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. Организационно-мотивационный Формулирование задач урока |
Здравствуйте, ребята! Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас правильных ответов. |
|
Создание мотивационной установки | - Тип Хордовые объединяет много классов. Изучение животных типа мы начали с класса Рыбы чему было посвящено несколько уроков, поэтому основной целью сегодняшнего урока является… обобщение и систематизация знаний, которые вы получили при изучении предыдущих тем. о типе Хордовые и о рыбах, поделиться своими знаниями с учащимися 5 классов, заинтересовать их наукой и возможностью расширения своего кругозора на уроках биологии. |
Пробные действия по формулировке целей. |
Давайте начнем наш урок с восстановления знаний Анализ работ класса и уч-ся у доски. |
Работают в группах по восстановлению знаний о Типе Хордовые По предложению вносят в карточку или записывают в тетради признаки Хордовых. Приложение 1 |
|
2. Процессуально-содержательный этап урока |
Рыбы всегда привлекали человека. Нас восхищает их способность обитать в воде. И не зря "как рыба в воде", говорится о человеке который достиг каких-то результатов в жизни |
|
А.Выявление соответствия внешнего строения к жизни в воде | Выполняют задания «Выбери правильные утверждения», мотивируй ответ. Приложение 2 Звучит тихая музыка В ходе обсуждения ответов выясняют черты приспособленности к воде. |
|
В.Обобщение знаний об особенностях внутреннего строения |
Организует работу в парах, контролирует выполнение Какой внутренний орган свойственный только костным рыбам и является приспособлением к жизни в воде? |
Выполняют задания |
Физкультминутка (музыкальная) |
|
|
Г. Обобщение знаний о систематике рыб |
Организует работу в парах, контролирует выполнение. Всё многообразие рыб делится на два класса, какие? А какие виды рыб знаете вы? |
По картинкам рыб на слайде название вида и класс рыб. |
Постановка проблемного вопроса «Почему при большом разнообразии рыб в природе часть их попала в Красную книгу?» | Обсуждение проблемы охраны рыб (сообщение). Приложение 4 |
|
Д. Задания на развитие мышления и внимания |
Организует работу в команде (приглашаются к доске 3 команды). |
Конкурс «Кто быстрее?»
Выдвигают свои гипотезы, аргументируют ответы. |
3. Этап закрепления Подведение итогов |
Вы любите путешествовать? Сейчас все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие и увидим, как живут водные обитатели. |
Смотрят фрагмент «Из жизни рыб». |
Выводы по уроку | Рыбы приспособлены к жизни в водной среде благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения. | Делают выводы по уроку. |
4. Рефлексивный этап урока |
Оцените себя, как вы работали на уроке? Если считаете, что в полную силу и многого достигли, то поднимите обе руки. Если недовольны собой, были не очень активны - одну. |
Принимают участие в оценке. |
5. Объяснение домашнего задания |
Подготовить сообщение об интересных фактах из жизни рыб. |
|
Литература
1. Биология. 5 класс / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Биология. Животные. 7 класс/ В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – М. Вентана-Граф, 2008.