Актуальность реализации заключается в том, что в настоящее время система образования развивается в условиях возрастающей глобализации социокультурных и экономических процессов, интеграции в различных областях деятельности. Общепризнанным требованием времени является подготовка личности, владеющей определенным набором социальных, культурных и коммуникативных качеств и способной действовать в условиях постоянно меняющейся реальности. В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности. С одной стороны, в настоящее время повышаются требования к планируемым результатам по иностранному языку, с другой – с возникновением данных трудностей снижается желание изучать иностранный язык, что приводит к ухудшению результатов по овладению иностранным языком. Одним из важнейших факторов, способствующих достижению положительного результата в решении данной проблемы, является формирование положительной учебной мотивации. Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Таким образом, можно выдвинуть гипотезу: если повысить мотивацию, то результаты освоения программы по иностранному языку будут выше.
Однако проблем заключается в выборе эффективных средств повышения мотивации учащихся.
На уроках иностранного языка следует уделять особое внимание таким формам занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, стимулируют стремление к речевому общению, повышают интерес к изучению языка и культуры других стран. Одним из таких способов и был выбран проект Postcrossing.
Цели проекта:
- Повышение мотивации к изучению иностранного языка, посредством использования ресурсов Интернет-проекта Postcrossing;
- Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся посредством общения в международной образовательной сети.
Задачи проекта:
- ознакомить учеников с ресурсами проекта Postcrossing, с целью заинтересовать новыми возможностями применения языка;
- повысить готовность обучающихся к иноязычному общению, формируя коммуникативную и информационную компетенцию посредством изучения правил письменного этикета, основных норм общения в сети Интернет, изучения страноведческого материала;
- использовать полученную социокультурную информацию для расширения кругозора и развития межкультурной компетенции преодолению языковых и пространственных границ;
- использовать полученные знания и навыки для совершенствования коммуникативных умений и для создания условий самостоятельного применения языка.
Планируемые результаты:
Результат-эффект: расширение кругозора, развитие умений письменной речи, получение социокультурных знаний и развитие межкультурной компетенции, повышение мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков самостоятельной работы по овладению иностранным языком, формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Данный результат является долгосрочным.
Результат-продукт:
- создание промо-роликов для популизации клуба по обмену открытками (см. Приложение №1);
- оформление стенда клуба, где размещается актуальная информация о ходе реализация проекта (см. Приложение №2);
- выставка полученных открыток
- презентация ответов получателей (см. Приложение №3);
- географическая стирающая скретч-карта, для отображения географии отправления открыток.
Каждый этап участия в проекте решает определенные задачи. Первый шаг – регистрация на сайте http//www.postcrossing.com и создание собственного профиля – способствует развитию письменной речи, активизации пассивного лексического запаса и пополнению вокабуляра новыми словами. На личной станице учащийся размещает информацию о своих увлечениях, а также сообщение о том, какие открытки представляют для него больший интерес.
После регистрации учащийся получает несколько случайно отобранных системой адресов.
Второй этап – знакомство с профайлами адресатов – направлено на развитие умений чтения (просмотрового, поискового, с полным пониманием содержания, с извлечением информации) и говорения. Практическое цель этапа – понять, чем интересуется адресат, чтобы посылаемые открытки с сообщением заняли достойное место в его коллекции. Для совершенствования навыков устной речи можно предложить учащимся презентовать доклад о понравившейся страничке пользователь или определить, что общего и особого у подростков из разных стран, проанализировав тексты профилей. В качестве задания может быть выражение мнения, какой адресат получит первую открытку и почему.
Третий этап – основное творческое задание, состоящее в выборе марок и открытки с учетом пожелания адресата и составлении текста сообщения. Учащиеся на начальных этапах реализации проекта работают над содержанием и оформлением открыток при контроле педагога. Затем возможно самостоятельное использование ресурса. Они овладевают формулами вежливости, принятыми в других странах, отрабатывают языковые клише, совершенствуют структуру, как разных типов предложений, включая вопросительные, так и сообщения в целом, обращая внимание на формальную сторону письма (принятые формы обращения, корректное написание адреса, даты и пр.).
Четвертый шаг – получение открытки. После отправления своего первого письма учащимся нужно запастись терпением в ожидании ответа. Через некоторое время он обнаружит в почтовом ящике уникальные открытки от сверстников с разных концов света, конечно, захочет понять каждое слово и обратится к словарю. Лексика, добытая таким образом, закрепляется в памяти и входит в активное языковое пользование.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
- Материально-технической базой для реализации данного проекта служит компьютер с доступом к сети Интернет, стенд, посвященный работе клуба, почтовые марки и открытки, а также крафтовых материалов для оформления открыток.
- Стоимость отправления одной открытки – 40 или 45 рублей, в зависимости от выбора наземной или авиапочты.
Педагогически целесообразно организовывать "круглые столы" по обмену опытом посткроссинга, где учащиеся демонстрируют коллекции открыток, рассказывая об их тематике, какой открыткой гордятся больше всего или, какому адресату было сложнее всего подобрать открытку. В процессе имеет место дискуссия, обмен вопросами. После самопрезентации учащиеся делятся впечатлениями о наиболее интересной, необычной, просто понравившейся открытке, сравнивают количество открыток в разных коллекциях, выражают мнения, хотели бы они участвовать в проекте и почему.
Практическое применение проекта посткроссинг подтверждает его эффективность на разных этапах обучения при организации самостоятельной работы с учащимися, владеющими разными уровнями языковой компетенции. В такой увлекательной и непринужденной форме проходит их подготовка к написанию письма личного характера как составляющей ОГЭ и ЕГЭ. Многократное использование клише, оформление, структурирование письма, построение вопросов постепенно доводится до автоматизма, что позволяет выпускникам не только корректно, но и быстро справиться с заданием в условиях дефицита времени. Участие в проекте также вносит вклад в подготовку к устному разделу экзаменов. Материал открыток может стать основой монологического высказывания по самым различным темам. Так например, учащиеся могут практиковаться в написании о достопримечательностях родного края и других стран, о погода, природа или любимом хобби. Грамотное построение вопросительных предложений также необходимо как на ОГЭ, так и ЕГЭ. Не меньшую ценность посткроссинг представляет с точки зрения воспитательного воздействия. Получая сообщения с описанием исторических мест, природы различных стран, школьники учатся уважению и толерантному отношению к иным культурам. И каждый ученик старается подобрать наиболее эффектную открытку с видами родных уголков, чтобы почувствовать гордость за собственную страну.
Таким образом, использование данного проекта расширяет кругозор, развивает мотивацию, способствует сближению людей разных национальностей, включая учащихся в диалог культур.