Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: В.П.Астафьев, В.П.Астафьев «Васюткино озеро»


Цели

  • Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
  • Содержательная цель:
    • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ.
    • чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.

Задачи

  • Образовательные: Продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
  • Развивающие: Развивать речевые умения: подготовка сообщений, развитие умений высказывать своё мнение о прочитанном, составлять план фрагмента текста. Развивать навыки  групповой работы.
  • Воспитательные: Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.

УУД:

  • Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести  учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
  • Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию в произведении, осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
  • Уметь определять понятия «литературный герой», «автобиографический рассказ», характеризовать героя произведения.

Личностные: Освоение новых видов  деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные:

  • Личностные: способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; объяснение самому себе своих наиболее заметных достижений, смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределение в жизненных ценностях (на словах);
  • Регулятивные: обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; работа по составленному плану, в диалоге с учителем совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;
  • Познавательные: сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, классификация и обобщение фактов и явлений.
  • Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи, отстаивание своей точки зрения, аргументируя ее.

Основные понятия Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Межпредметные связи: русский язык, ОБЖ.

Основные учебник.

Формы урока: фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Мы сегодня продолжим изучать и анализировать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». На прошлых уроках мы с вами разбирали сюжет. И поэтому домашним заданием вам было выделить в тексте те несколько дней, которые провел Васютка в тайге. Что же у вас получилось?

  • 1 день (когда вышел в тайгу) стр. 127 «Весело насвистывая, шел он по тайге…» до слов стр 135 до слов «Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки».
  • 2 день стр. 127 «Солнце уже было высоко» до слов стр 140 «…забылся беспокойным сном»
  • 3 день стр. 140 «Проснулся Васютка поздно…» до слов стр 143 «Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжелым сном. »
  • 4 день стр. 143 « На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты» до слов стр. 145 «То он слышал шлепанье, то стук моторов»
  • 5 день стр. 146 «Под утро он и в самом деле уловил…» до слов стр. 148 «Она со стоном присела на камни, протягивая руки к сыну..»

Бланки для работы

Презентация

II. Введение понятия «Литературный герой» и «Автобиография»

- Давайте вспомним, какова творческая история этого рассказа? (подобное случилось с самим писателем, будучи мальчиком написал сочинение, котрое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот получилось «Васюткино озеро» - первый рассказ для детей.

- Можно ли утверждать, что Васютка и писатель в детстве – это одно лицо.?

- Конечно нет. Многое писатель забыл и, став взрослым, восстановил в памяти. Поэтому Васютка – это литературный герой?

- Что такое литературный герой вы можете узнать из словаря литературоведческих терминов в конце учебника стр 293. Запишите себе в словарь это термин .

(Герой литературного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.)

- А если писатель пишет о своей жизни, какое можно дать определение этому произведению?(автобиографическое)

- Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое автобиография и запишите в терадь этот термин.

- Так зачем же любой автор пишет автобиографичесике произведения? (осмыслить наиболее значимые отрезки жизни)

- Как вы думаете, зачем В.П.Астафьев через много лет вернулся к этой истории? Что он хотел осмыслить? (ребята выдвигают различные гипотезы)

III. Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Я помогу вам вопросом: может ли ребенок за пять дней измениться, переосмыслить свое отношение к жизни? ( нужно через обсуждение, путем наводящих вопросов привести ребят к теме урока: Становление характера Васютки из рассказа).

- Да, ребята, сегодня мы путем анализа текста и его исследования по предложенным вопросам должны будем рассмотреть: изменился ли Васютка за эти пять дней? Как изменился? Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?

- Но для начала давайте рассмотрим, каким мы видим Васютку, отправляющимся в тайгу? ( не хотел брать хлеба, не взял с собой собаку,

Вывод: В начале рассказа мы видим мальчика беззаботным, пытающимся нарушить законы тайги.

IV. Работа в группах

- А теперь вы в группах проанализируете по предложенному плану поведение мельчика, его настроение, какие черты характера проявляются у него в этот день?

Задания для групп индивидуальны, но ….вывод

Вывод: Каким мы видим Васютку в этот день?

1 день:

1) встретил кедровку, хотел выстрелить, бранился для солидности, встретил глухаря, помчался за ним, потерял зарубки, понял, что заблудился; сначала вскрикнул, бросился бежать. Упал. Подумал: «Будь, что будет!». Потом успокоился и стал готовиться к ужину и ночлегу.

3) весело насвистывая шел по тайге, склонность к пространным рассуждениям проявилась, досадно было, что не может долбануть кедровк

Вывод: Васютка в этом отрывке нам видится немного беспечным, радостным, азартным. Но когда понял, что заблудился, ззапаниковал, но потом проявил рассудительность.Он испытывал одиночество Малчик сумел приготовить ужин и ночлег.

2 день.

1) Что делал Васютка в этот день? (выделяйте главное) проснувшись, начал стрелять, в надежде, что его услышат; залез на дерево в поисках желтой полоски, боролся с желанием съест краюху хлеба, пошел на север, нашел озеро, пристрелил двух уток. Приготовил себе ужин, опять боролся с желанием съесть хлеб остался ночевать у озера, нашел много рыбы.

2) Какие чувства испытывал.

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать? (лиственный лес растет только вдоль реки)

Вывод: Васютка в этот день старается не падать духом, скучает по дому, приходит осознание того, что плохо и необдуманно поступал раньше.

3 день

1) Что делал Васютка в этот день? Нашел реку, шел вдоль, начал испытывать сильный голод, не удержался и все съел.

2) Какие чувства испытывал? Очень разволновался, когда увидел, что утку унесло течением, а потом обрадовался, когда нашел реку

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?

Вывод: с одной стороны, Васютка держится, проявляет стойкость, понимает, что надо идти. А с другой, его начинает вновь охватывать отчаяние (сцена с хлебом)

4 день

1) Что делал Васютка в этот день? началась дождливая погода, и надо было сушить мокрое белье. Прохудившиеся сапоги, и идти вдоль реки, которая его все-таки вывела к Енисею?)

2) Какие чувства испытывал?

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?

Вывод: Стойкость характера, целеустремленность мальчика не дают ему падать духом, благодаря знаниям физических законов тайги он все-таки вышел к Енисею.

5 день.

1) Что делал Васютка в этот день?

2) Какие чувства испытывал?

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?

Вывод: Опять не растерялся. Развел костер, выстрелами привлек к себе внимание, Дома счастливый стеснялся ухаживаний. Через два дня уже помогал рыбакам.

V. Вывод урока

1) - Изменился ли Васютка за эти пять дней?

- Как изменился?

- Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?

У Васютки за 5 неполных дней происходит становление характера: он повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).

2) Допишите предложения:

Васютке помогли выжить в тайге такие качества характера, как…Самообладание, мужество, терпение, упорство, знание законов тайги)

VI. Выставите в оценочный лист себе оценки, обсудив в группе

Оценочный лист

VII. Домашнее задание

Решить тест по рассказу стр 44-45 (Тетрадь на печатной основе) + обязательно на выбор одно из заданий уровня С (письменно в рабочей тетради.)