Цели
- Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
- Содержательная цель:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ.
- чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
Задачи
- Образовательные: Продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
- Развивающие: Развивать речевые умения: подготовка сообщений, развитие умений высказывать своё мнение о прочитанном, составлять план фрагмента текста. Развивать навыки групповой работы.
- Воспитательные: Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.
УУД:
- Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
- Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию в произведении, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
- Уметь определять понятия «литературный герой», «автобиографический рассказ», характеризовать героя произведения.
Личностные: Освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные:
- Личностные: способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; объяснение самому себе своих наиболее заметных достижений, смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределение в жизненных ценностях (на словах);
- Регулятивные: обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; работа по составленному плану, в диалоге с учителем совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;
- Познавательные: сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, классификация и обобщение фактов и явлений.
- Коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи, отстаивание своей точки зрения, аргументируя ее.
Основные понятия Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Межпредметные связи: русский язык, ОБЖ.
Основные учебник.
Формы урока: фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- Мы сегодня продолжим изучать и анализировать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». На прошлых уроках мы с вами разбирали сюжет. И поэтому домашним заданием вам было выделить в тексте те несколько дней, которые провел Васютка в тайге. Что же у вас получилось?
- 1 день (когда вышел в тайгу) стр. 127 «Весело насвистывая, шел он по тайге…» до слов стр 135 до слов «Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки».
- 2 день стр. 127 «Солнце уже было высоко» до слов стр 140 «…забылся беспокойным сном»
- 3 день стр. 140 «Проснулся Васютка поздно…» до слов стр 143 «Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжелым сном. »
- 4 день стр. 143 « На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты» до слов стр. 145 «То он слышал шлепанье, то стук моторов»
- 5 день стр. 146 «Под утро он и в самом деле уловил…» до слов стр. 148 «Она со стоном присела на камни, протягивая руки к сыну..»
II. Введение понятия «Литературный герой» и «Автобиография»
- Давайте вспомним, какова творческая история этого рассказа? (подобное случилось с самим писателем, будучи мальчиком написал сочинение, котрое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот получилось «Васюткино озеро» - первый рассказ для детей.
- Можно ли утверждать, что Васютка и писатель в детстве – это одно лицо.?
- Конечно нет. Многое писатель забыл и, став взрослым, восстановил в памяти. Поэтому Васютка – это литературный герой?
- Что такое литературный герой вы можете узнать из словаря литературоведческих терминов в конце учебника стр 293. Запишите себе в словарь это термин .
(Герой литературного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.)
- А если писатель пишет о своей жизни, какое можно дать определение этому произведению?(автобиографическое)
- Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое автобиография и запишите в терадь этот термин.
- Так зачем же любой автор пишет автобиографичесике произведения? (осмыслить наиболее значимые отрезки жизни)
- Как вы думаете, зачем В.П.Астафьев через много лет вернулся к этой истории? Что он хотел осмыслить? (ребята выдвигают различные гипотезы)
III. Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Я помогу вам вопросом: может ли ребенок за пять дней измениться, переосмыслить свое отношение к жизни? ( нужно через обсуждение, путем наводящих вопросов привести ребят к теме урока: Становление характера Васютки из рассказа).
- Да, ребята, сегодня мы путем анализа текста и его исследования по предложенным вопросам должны будем рассмотреть: изменился ли Васютка за эти пять дней? Как изменился? Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?
- Но для начала давайте рассмотрим, каким мы видим Васютку, отправляющимся в тайгу? ( не хотел брать хлеба, не взял с собой собаку,
Вывод: В начале рассказа мы видим мальчика беззаботным, пытающимся нарушить законы тайги.
IV. Работа в группах
- А теперь вы в группах проанализируете по предложенному плану поведение мельчика, его настроение, какие черты характера проявляются у него в этот день?
Задания для групп индивидуальны, но ….вывод
Вывод: Каким мы видим Васютку в этот день?
1 день:
1) встретил кедровку, хотел выстрелить, бранился для солидности, встретил глухаря, помчался за ним, потерял зарубки, понял, что заблудился; сначала вскрикнул, бросился бежать. Упал. Подумал: «Будь, что будет!». Потом успокоился и стал готовиться к ужину и ночлегу.
3) весело насвистывая шел по тайге, склонность к пространным рассуждениям проявилась, досадно было, что не может долбануть кедровк
Вывод: Васютка в этом отрывке нам видится немного беспечным, радостным, азартным. Но когда понял, что заблудился, ззапаниковал, но потом проявил рассудительность.Он испытывал одиночество Малчик сумел приготовить ужин и ночлег.
2 день.
1) Что делал Васютка в этот день? (выделяйте главное) проснувшись, начал стрелять, в надежде, что его услышат; залез на дерево в поисках желтой полоски, боролся с желанием съест краюху хлеба, пошел на север, нашел озеро, пристрелил двух уток. Приготовил себе ужин, опять боролся с желанием съесть хлеб остался ночевать у озера, нашел много рыбы.
2) Какие чувства испытывал.
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать? (лиственный лес растет только вдоль реки)
Вывод: Васютка в этот день старается не падать духом, скучает по дому, приходит осознание того, что плохо и необдуманно поступал раньше.
3 день
1) Что делал Васютка в этот день? Нашел реку, шел вдоль, начал испытывать сильный голод, не удержался и все съел.
2) Какие чувства испытывал? Очень разволновался, когда увидел, что утку унесло течением, а потом обрадовался, когда нашел реку
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?
Вывод: с одной стороны, Васютка держится, проявляет стойкость, понимает, что надо идти. А с другой, его начинает вновь охватывать отчаяние (сцена с хлебом)
4 день
1) Что делал Васютка в этот день? началась дождливая погода, и надо было сушить мокрое белье. Прохудившиеся сапоги, и идти вдоль реки, которая его все-таки вывела к Енисею?)
2) Какие чувства испытывал?
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?
Вывод: Стойкость характера, целеустремленность мальчика не дают ему падать духом, благодаря знаниям физических законов тайги он все-таки вышел к Енисею.
5 день.
1) Что делал Васютка в этот день?
2) Какие чувства испытывал?
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?
Вывод: Опять не растерялся. Развел костер, выстрелами привлек к себе внимание, Дома счастливый стеснялся ухаживаний. Через два дня уже помогал рыбакам.
V. Вывод урока
1) - Изменился ли Васютка за эти пять дней?
- Как изменился?
- Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?
У Васютки за 5 неполных дней происходит становление характера: он повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).
2) Допишите предложения:
Васютке помогли выжить в тайге такие качества характера, как…Самообладание, мужество, терпение, упорство, знание законов тайги)
VI. Выставите в оценочный лист себе оценки, обсудив в группе
VII. Домашнее задание
Решить тест по рассказу стр 44-45 (Тетрадь на печатной основе) + обязательно на выбор одно из заданий уровня С (письменно в рабочей тетради.)