Классный час "Протяни руку помощи". 7-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 7

Ключевые слова: милосердие


Сегодня урок мне хотелось бы начать с небольшой истории. Она поможет вам определить тему урока.

Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(по В.Марцинковскому)

– Что стало смыслом его жизни? – Помощь людям, которые в этом нуждаются!

- Как вы думаете, о каком понятии пойдет речь на уроке? – Доброта, милосердие, поддержка, помощь близким...

Совершенно верно! Тема нашего сегодняшнего классного часа «Протяни руку помощи» (Слайд 1)

Цитата нашего классного часа:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой) (Слайд 2)

«Сделай доброе дело - и оно вернется к тебе», может, даже через несколько лет. Никакая боль души человека не бывает маленькой. Сочувствие в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку и эта помощь на первый взгляд заключается в том, что стоит поднести ведро воды, уступить место в автобусе, поздороваться первым и улыбнуться, т.е. проявить милосердие.

– Как бы вы завершили фразу "Милосердие – закон…"? – Закон счастливой жизни, чистой совети, доброго соседства, душевного спокойствия.... Вариантов много...

Сегодня мы попробуем найти ответы на вопросы: (Слайд 3)

– Что такое милосердие?

– Кто нуждается в милосердии?

– Какие дела можно считать милосердными?

– Можно ли научиться быть милосердным?

Итак, что же такое милосердие? – Слушаем варианты ответов… (сочувствие, сопереживание, взаимопомощь, поддержка, готовность прощать, не ожидая чего-либо взамен..)

С.И.Ожегов: "Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия".

В.Даль: "Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость" (Слайд 4)

– В определении Ожегова есть слово "сострадание", у Даля – "сочувствие", есть еще слово "сопереживание". Как вы понимаете данные слова? Что общего в словах? (приставка СО- вместе чувствовать, переживать, страдать, разделять чужую боль). Приставка со- обозначает в русском языке совместность действий, что действия нескольких человек или живых существ едины.

– Что же отличает эти чувства от чувства жалости? (активная доброта, включенность в проблему другого, желание разделить его чувства, переживания, страдания, готовность помочь. В жалости нет СО-) (Слайд 5)

Верно, Д.Лондон писал: "Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее".

Мы нашли ответ на первый вопрос, а теперь предлагаю послушать притчу.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Подумайте, как эта притча относится к теме нашего сегодняшнего урока? – Слушаем варианты ответов….(Начать нужно в первую очередь с себя, затем с тех, кто нуждается в нашей помощи)

Верно! Теперь мы можем начать искать ответы на вопрос – Кто же нуждается в милосердии и нашей помощи? –Слушаем варианты ответов….

- Животные, Близкие, Бедные, Тяжелобольные… (Слайд 6)

– Какие дела можно считать милосердными? Или как мы можем им помочь? ( Слайд 7)

Л.Н.Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Он говорил, что если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то едва ли есть милосердие".

– Что он хотел сказать этими словами? Вспомните одну из заповедей христианства, которая близка нашей теме. ……. – Верно, одна из заповедей христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того, кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи. Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные. Как вы можете проявить милосердие к ним? Как помочь? …. Слушаем варианты ответов, опираясь на слайды 8-17.

Как помочь бедным и больным? – Милостыня… Что такое милостыня?.... Милостыня - 1) акт милосердия в форме подаяния нуждающемуся, 2) добрые поступки, направленные на помощь близкому

– Как вы думаете, кто больше получает: тот, кто подает милостыню или тот, кто берет? – Святой Дорофей говорил так: "Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала …светлее".

– У вас еще нет своих денег, чем вы можете пожертвовать, проявляя милосердие?

(Временем, удовольствиями – не посмотреть м/ф, а навестить друга, поговорить с бабушкой, помыть полы или сходить в магазин, поиграть с младшим братом или сестрой. Главное делать это бескорыстно. От всего сердца.)

Я предлагаю вам поучаствовать в эколого-благотворительной акции «Добрые Крышечки. Брянск». (Слайд 18) "Добрые крышечки" – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ" и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Проект существует с 2016 года, помогли уже более чем 25 детям приобрети инвалидные коляски и реабилитационные костюмы, стоимость которых доходит до 400 000 руб. И мы с вами можем помочь сейчас девочке Алене из Якутии, 2010 г.р. Ей необходим тренажер для разрабатывания мышц после инсульта. Итак, какие крышки собирать? (Слайд 19)

- Можно ли научиться быть милосердным?

– Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже? – С чего же начать? (быть чутким, внимательным, делать добрые дела)

– Да, как спортсмены тренируют тело, так любому человеку нужно тренировать душу.

– Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас лично?

Вы думаете, что вы эмпатичный человек? Пройдите тест и посмотрите, правы ли вы. Если вы не уверены в ответе на какой-либо из вопросов, обратитесь за помощью к родственникам. Их объективная оценка, безусловно, окажется полезной.

  1. Я чувствителен к беде другого человека.
  2. Я переживаю за других людей или животных.
  3. Я счастлив участвовать в деятельности на благо других.
  4. Я был активным или благотворительным, и это доставляет мне много радости.
  5. Я думаю, что понимаю, что чувствуют другие люди и почему.
  6. Я терпимый человек, у меня нет проблем с принятием того, что кто-то другой думает иначе.
  7. Мне нравится слушать, когда другие говорят о том, что они чувствуют.
  8. Я люблю советовать другим, люди быстро проникаются доверием ко мне.
  9. Иногда я знаю, как будет вести себя другой человек в данной ситуации.

Более 5 утвердительных ответов? Поздравляем, вы человек с высоким уровнем эмпатии, вы чувствительны, вы терпимы и добры к другим.

Разговор о милосердии не может быть законченным, он бесконечен, так как само милосердие не имеет границ. А наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами: (Слайд 20)

Милосердие в моем понимании
– Это ласка, любовь, сострадание.
Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь.
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Спасибо за урок.