Игровые приемы формирования пространственно-временных отношений как способ обогащения словарного запаса дошкольников

Разделы: Логопедия


Выбор данной темы связан с тем, что формирование пространственно-временных представлений вызывает трудности у большинства детей.

Что же такое пространственные и временные представления, и как уровень их сформированности влияет на состояние речи детей.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (над, под). Дошкольники, затрудняются в дифференциации предлогов (к дому, - у дома, в столе - на столе.). Нередко они смешивают предлоги перед - после - за. Например: Шкаф стоит после стула, вместо шкаф стоит за стулом или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных широкий - узкий, толстый - тонкий. Они заменяются обозначениями большой. или маленький. (широкая река - большая река, тонкий стебелек - маленький стебелек).

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима - лето., день - ночь.), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены (весна – осень, вечер - утро.), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы прилетают - птицы улетают, день прибывает - день убывает, солнце всходит - солнце заходит.). Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:

  • собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
  • ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;
  • ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это как систему отсчета;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости;
  • пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).

Существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. Так, в младшем дошкольном возрасте дети должны понимать и использовать во фразовой речи следующие предлоги и слова: у, на, под, рядом, перед, вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева.

В среднем дошкольном в возрасте дети должны понимать значение слов и предлогов вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, далеко, близко, внутри, снаружи, к, от, по, до, из, в, около, тут, здесь, там, везде, всюду, повсюду, туда, сюда ииспользовать их во фразовой речи.

В старшей группе дети должны понимать значение слов сверху, снизу, наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше и стараться использовать их во фразовой речи.

В подготовительной группе должны понимать значение слов из-за, из-под, через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.

Работа по формированию пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела.

Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субьекта можно использовать следующие игры и упражнения:

«Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

«Зарядка для кукол» Перед детьми – куклы.

Дети выполняют инструкцию:

«Подними правую руку куклы вверх, отставь левую ногу куклы назад»; «Расскажи, что ты сделал». И т.д.

Далее работаем по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов. Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:

«Стройся» (дети в ряду) Дети перестраиваются в соответствии с инструкцией: «Лена, сделай 1 шаг вперед», «Катя, сделай один шаг назад», один шаг вправо, влево и т.п.

«Встань правильно»

  • 1 вариант. Ребенок по инструкции меняет свое положение по отношению к одному предмету (стулу)
  • 2 вариант. Перед детьми ставится задача определения своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф. Встань так, чтобы сзади был стул.

«Найди свое место». Дети стоят друг за другом. По инструкции они меняют свое место. «Таня встань так, чтобы перед тобой стоял Ваня, а сзади Егор.

«Готовимся к занятию» Детям предлагаются следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку».

«Живые вагончики» Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.

«Составь картинку» Воспитатель предлагаетдетям поочередно выставлять игрушки соответственно инструкции: «В центре стоит домик, справа от домика растет дерево, под березой растет гриб, слева от домика стоит собачья будка, собака расположилась между будкой и домиком и т.д.»; «Где растет гриб?»; И т.п.

«Отгадай игрушку». По объяснению местоположения игрушки в ряду других, ребенок находит загаданную игрушку: «Эта игрушка находится справа от мишки. Или слева от собачки. И т.д.»

«Почта»

1 (простой) вариант

Перед ребенком лист бумаги. Попросить ребенка положить фишку в правый верхний угол, в левый нижний угол и т.д.

2 вариант (сложный). Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными.

Отыскивание букв по «Азбуке» Работать можно с группой детей, тогда «Азбука» должна быть большая и висеть на доске. Воспитатель: « Найди букву, которая находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М» И т.п.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

Большинство детей испытывают трудности формирования временных представлений, т.к. время нематериально, его нельзя увидеть, потрогать. А у дошкольников, как мы знаем основные виды мышления наглядно-действенный и наглядно-образный

Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только развитию временных представлений у старших дошкольников, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем.

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.)

В старшем дошкольном возрасте уточняются и закрепляются представления о частях суток. С этой целью можно использовать следующие игровые упражнения:

«Закончи предложение»:

  • Завтракаем мы утром, а обедаем…
  • Солнце светит днем, а луна - …
  • Спим мы ночью, а зарядку делаем …

«Расскажи о своем распорядке дня»

  • «Утром я встаю и делаю зарядку»
  • «Днем я хожу на прогулку» И т.п.

Для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера» также используем словесные дидактические игры и игровые упражнения, например:

  • «Продолжай!»
  • «В музыкальный зал мы ходили...» (вчера)
  • «Занятие по математике у нас было...» (сегодня)
  • «Рисовать мы будем...» (завтра) И т. п.

Для уточнения понятий «быстро — медленно» также используем упражнение «Закончи предложение»: (предлагаются пары слов)

  • Черепаха ползет …, а заяц скачет…
  • Пешеход идет …, а машина едет …
  • Жук летит…, а гусеница ползет…
  • Поезд едет…, а машина…

При знакомстве с днями недели объясняем детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую модель недели. Для закрепления и уточнения знаний о днях недели проводятся следующие игры и упражнения:

«Покажи соответствующую цифру» Воспитатель называет определенный день недели, дети должны показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т.д.)

«Живая неделя» Для игры вызываются к доске семь детей, пересчитываются по порядку, даются в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. можно использовать цифры или слова.

«Назови соседей» Воспитатель предлагает назвать рядом находящиеся дни недели к названному дню (среда – вторник и четверг и т.п.)

«Закончить предложения» Воспитатель читает предложения и предлагает вставить пропущенные названия дней недели.

  • Если сегодня понедельник, то завтра будет…
  • Если сегодня четверг, то завтра будет…
  • Если сегодня суббота, то завтра будет …
  • Если сегодня пятница, то вчера была…
  • Если сегодня вторник, то вчера был…

«Вставить в предложения пропущенные слова» Воспитатель читает предложения и предлагает вставить пропущенные слова.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.

Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в …

Чиполино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …

Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

«Вычислить день недели» Воспитатель читает предложение и предлагает вычислить соответствующий день недели.

Если к сегодняшнему дню прибавить еще два, то наступит воскресенье. Какой это день недели?

Если от завтрашнего дня отнять два дня, то это был… И т.п.

При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года:

  • каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белый кружок, лето красивое – красный кружок и т.д.
  • каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.

«Догадайся, о каком времени года идет речь». Воспитатель читает небольшой текст, дети по содержанию определяют время года.

Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья. (осень)

Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках. (зима)

«Когда это бывает?» (загадки о временах года)

«Составь картинку» Педагог предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.

«Объясни смысл пословиц о временах года.

  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Что летом родится, зимой пригодится.
  • Готовь сани летом, телегу - зимой.
  • Летний день за зимнюю неделю.
  • Лето со снопами, осень с пирогами.
  • Солнце на лето, зима на мороз.

Для закрепления представлений о месяцах можно использовать следующее упражнение:

«Угадай, какой месяц?» Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

  • В этом месяце все дети идут в школу.
  • Этим месяцем заканчивается осень.
  • С этого месяца начинается новый год.
  • С этого месяца начинается зима.
  • В этом месяце отмечаем женский день.
  • Этот месяц – середина лета.
  • Самый короткий месяц года…
  • Самые короткие световые дни в ... и т.п.

Такие временные понятия как минута можно демонстрировать по песочным часам и секундомеру. Предлагаем детям выложить из палочек какие-либо узоры в течение 1 минуты, следя за одноминутными песочными часами. Дети рассказывают сколько и каких узоров успели сложить за 1 минуту. Можно

- рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту;

- разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел нарезать;

- одеть (раздеть) куклу в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту;

Далее детям предлагается определить время уже без песочных часов. Детям объясняется, что они сами будут заканчивать работу, когда покажется, что 1 минута кончилась. Потом проверяется, кто правильно угадает, когда кончится минута.

Большое значение придается словесному отчету детей о количестве выполненной работы за определенный отрезок времени. например: «За 1 минуту можно вырезать 7 (или 8) квадратов». В последующем это помогает детям более точно соотносить объем работы и длительность.

Ознакомление детей с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводилось по тому же принципу.

При знакомстве с часами детям можно предложить следующие задания: нарисуй циферблат; назови по порядку числа; покажи часовую (минутную) стрелку; если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на 1, значит, времени – …; если времени половина пятого, то где будут стоять часовая и минутная стрелка.

Для закрепления представлений о разных временных понятиях используем следующие дидактические игры и упражнения:

«Вставить пропущенное число» Времен года… Частей суток… Дней недели… Месяцев в году… В каждом времени года месяцев… В часе… минут.

«Наоборот» Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.

«Короче – длиннее»: неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год?

«Найди лишнее слово»

Вчера, завтра, вторник, послезавтра;

Вторник, пятница, вчера, среда, суббота;

Зима, сентябрь, весна, лето.

«Продолжи ряд»

Утро – день - ….;

Зима – весна -….;

Декабря – январь - …..

«Ответьте на вопросы»:

- Даша ходила в детский сад всю зиму, весну и лето, а Сережа – целый год. Кто из них ходил в сад меньше по времени?

- Галя не ходит в детский сад 5 дней, а Сережа одну неделю. Кто из детей не ходил в сад больше по времени?

У старших дошкольников формируются и уточняются понятия о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.) Здесь можно предложить следующие игры и упражнения:

«Расскажи про свою семью» Ребенку предлагается рассказать о своей семье по плану, используя слова и выражения: «мамин сын», «бабушкин внук»; «папина дочка», «дедушкина внучка»; «сестра», «брат», «дядя», «тетя», «родственники». В случае затруднения ребенку необходимо задать наводящие вопросы.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Когда и где ты родился?
  4. Перечисли, кто есть в твоей семье?
  5. Есть ли у тебя братья и сестры?
  6. Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев?
  7. Кто старше мама или бабушка? ты или брат? дядя или дедушка? И т.п.

Детям можно предложить выяснить, что означает понятие «генеалогическое древо», поговорить с родителями и родственниками о прошлом своей семьи, о предках, составить с помощью родителей собственное генеалогическое древо. По возможности нужно использовать семейный архив (фотографии, письма, рисунки, открытки, семейные альбомы и т.п.).

«Расположи фотографии по порядку». Найти фотографии родственников в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы, в старости. Расположить фотографии по порядку в альбоме.

«Ответь на вопросы».

Ане 5 лет, а Тима младше ее на 4 года. Сколько лет Тиме?

Это Вася и Наташа. Васе 15 лет, а Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в следующем году Васе?

Даше 12 лет, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде?

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», В.Каверина «Песочные часы», Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», В.Даля «Старик-годовик».

В процессе ознакомления с временными представлениями старших дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например, альбом П.И.Чайковского “Времена года”.

Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.