Все начинается с детства

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Родина, 1 сентября, День знаний


Вот и отшумело веселое ребячье лето и снова наступил сентябрь. А вместе с ним в город приходит праздник 1 сентября – День знаний. Дети из путешествий вернулись домой. Дом, улица, детский сад – на свою малую Родину. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Проходят годы, человек взрослеет, возможно покидает родные места, но глубокая привязанность, любовь во всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое, остается на всю жизнь. Родина! Она есть у каждого человека, где бы не жил он в данную минуту.

С чего начинается Родина? Родина начинается с того, что с детства окружает малыша: с родного дома и родителей, которые живут рядом с ним, заботятся о нем, вместе с ним радуются его успехам и огорчаются недугом, с родного дворика, где ребенок со своими друзьями качался на качелях и играл в прятки, с улицы на которой стоит дом, детский сад. С тех людей, кто трудится в детском саду, поликлинике, школе, библиотеке, что расположен рядом с его домом и куда он ходит с мамой и бабушкой. Все это очень дорого ребенку. Так давайте познакомим нашего дошкольника с его Малой Родиной.

Начинается новый учебный год - новая полоса с жизни ребенка: занятия. беседы, праздники, помогающие развивать и обогащать чувственный опыт ребенка, узнать много нового и интересного об окружающем его мире, многому научиться самому и научить других детей.

Первое сентября-праздничный день в детском саду. Будет он таким и в первый день сентября 2017 года – День знаний «Моя малая Родина».

А праздники и развлечения должны быть организованы так, чтобы остались в памяти каждого ребенка надолго, чтобы дети и взрослые имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Но не только. Важно, чтобы детей и взрослых объединяло интересное общее дело. Деятельность эта может быть разнообразной: отобрать рисунки для выставки, украсить зал к празднику, собрать букеты и украсить группу, вместе с папой выучить или сочинить стихотворение о любимой Москве и т.д.

Сложность в организации первого дня – Дня Знаний в том, что большинство детей именно в этот день приходят после летних отпусков. Поэтому в программе этого дня должно быть много импровизации, игровых моментов, конкурсов, соревнований, которые помогут поддержать интерес детей, сохранить в течении дня эмоциональный настрой, желание прийти в этот дом завтра и послезавтра, каждый день, ожидая от него новых впечатлений и открытий. В каждом дошкольном учреждении встреча с Малой Родиной может быть организована в форме праздника или развлечения. Помня, что многие впечатления и знания о родном городе за летнее время потеряли яркость и полноту, вся нагрузка в подготовке такого праздника ложится на взрослых: написание сценария, распределения между собой ролей, подбор фонограмм, изготовление костюмов, атрибутов, оформление помещения (зала, группы, участков). Воспитатели должны тщательно продумать всю предварительную работу, спланировать ее, можно привлечь к участию в празднике бывших воспитанников. Во многих дошкольных образовательных учреждениях существует добрая традиция – в первый день учебного года старшие дошкольники провожают выпускников в 1 класс, в школу. Это торжественное событие можно продолжить прогулкой по улице (очень часто школа и детский сад находятся на одной улице).

Воспитатель может обратить внимание детей на то, узнали ли они улицу после долгого отсутствия, заметили ли они на ней какие-либо изменения (появились новые посадки деревьев и кустарников, новые цветники и клумбы, построили новый дом или отремонтировали старый, починили и покрасили постройки на детской площадке и т.д.). А в процессе прогулки вспомнить как называется улица и почему она носить это название; какая она: широкая или узкая, длинная или короткая и т.д.

Свои впечатления дети могут отобразить после прогулки в рисунке, аппликации, оформить рисунками игровой уголок в группе. Традиционными стали в этот день и экскурсии к памятным местам своего города. Это могут быть парки, скверы, памятники защитникам Родины. Организуя такие прогулки и экскурсии (а взрослые прежде всего позаботятся о безопасности детей) мы должны помнить о том, что именно они обогащают впечатлениями детей о родном городе. Давайте активно включать в жизнь детей такие прогулки и экскурсии помня, что дети не только познают окружающее, но и обмениваются впечатлениями друг с другом об увиденном, высказывают свое мнение, задают много вопросов и пытаются сами найти ответы на них. А самое главное – учатся любить, ценить, восхищаться и беречь свой родной город. День знаний «Моя малая Родина» может проходить и как интересное и необычное занятие – викторина, где дети могут посоревноваться между собой в отгадывании кроссвордов, в пении песен и чтении стихотворений, поучаствовать в конкурсе рисунка о любимом уголке своего города. В таком конкурсе они могут принять участие и вместе с родителями.

Какую бы форму Вы не выбрали для проведения Дня Знаний, можно с уверенностью сказать, что веселая музыка, стихи, поздравления, игры и танцы, загадки не оставят никого равнодушным. Громкий смех, радость на лицах детей, добрые слова педагогов, с пожеланиями здоровья и любви… Ясно одно: что и для детей, и для взрослых — это счастье. А мы-то с вами знаем, что для педагогов это лучшая награда!

Приложение

Конспект комплексного занятия для детей средней группы

Тема: «Цветные дорожки»

Зал нарядно украшен, дети свободно входят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на оформление. Рассматривая и обсуждая все необычное, дети обходят зал и замечают нарядную корзину с цветами и с необычными разноцветными стрелами среди них (это гимнастические палки, на которые намотаны полотна, шириной 0,5 метра, длиной 3 метра, разного цвета).

Воспитатель обращает внимание детей на корзину…

«Какая нарядная! Сколько цветов! А среди них, смотрите, спрятались разноцветные «дорожки». Они волшебные и помогут нам весело провести сегодня праздник, посвященный дню Знаний».

Воспитатель: В каком мы городе живем? (в Москве). Вы знаете свой город, его улицы? (дети отвечают на вопросы воспитателя).

Воспитатель: Эти разноцветные волшебные «дорожки» помогут нам провести интересную прогулку по нашему городу, по тем улицам, где мы с вами живем… (воспитатель достает первую «дорожку»).

Воспитатель: Какого цвета эта дорожка? (дети называют сами)

Дети: Желтая.

Воспитатель: Правильно! Давайте посмотрим, куда она нас приведет! (воспитатель раскатывает «дорожку», прокатывая палку по полу в нужном направлении; палка убирается, а полотно желтого цвета остается на полу).

Воспитатель: Если мы пройдет по желтой дорожке, то попадем в осенний парк. (дети проходят по «дорожке» к вазе с осенними листочками (ведется непринужденный разговор с детьми о том, где парке нашего района, как он называется, кто там бывает с родителями, в какое время года?).

Воспитатель: Самым нарядным парк бывает осенью.

Ты удивляешь, осень,
Раскрашенной листвой.
Оранжевый и желтый,
Любой листочек твой.

(воспитатель любуется листьями и раздает их детям)

Исполняется импровизированный танец с листьями под музыку вальса. (по выбору педагога).

Воспитатель: Вот куда нас привела «желтая дорожка» - к желтым листочкам в нашем парке, а теперь скажите, какого цвета вторая «дорожка»? (раскатывает ее).

Дети: Зеленого!

Воспитатель: Зеленая «дорожка» приведет нас к «Зеленому проспекту». Есть у нас такая улица? На этой улице находится магазин «Детский мир»!

Воспитатель: Пойдем по зеленой дорожке (дети идут по «дорожке», которая направлена в сторону «витрины магазина», подходят и игрушкам, рассматривают их).

Воспитатель проводит беседу об увиденных игрушках. Дети знакомые стихи или песни о них. Например,

Ах, опять ты шар воздушный,
Улетаешь, непослушный.
Отдохни немножко
На моей ладошке.
(Н.Френкель)

Можно предложить детям поиграть с воздушным шаром зеленого цвета. Дети становятся в круг. Под музыку, на каждую фразу, шар передается по кругу; когда музыка закончится, ребенок свободно танцует с кругу с шариком, все дети хлопают.

Воспитатель достает следующую «дорожку» - синего цвета; раскатывает ее в сторону домика с синими занавесками – это «Детский сад».

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Синяя!

Воспитатель: Давайте, дети, позовём Катю в синем платье!

Дети зовут Катю. Из домика появляется «кукла в синем платье».

Воспитатель предлагает поиграть с куклой. У куклы в кармашке синие платочки, воспитатель раздает их детям. Проводится игра-пляска с куклой под русскую народную музыку.

Воспитатель: Есть еще у нас «дорожка» (раскатывает ее в сторону центральной стены.) Какого она цвета?

Дети: Красная.

Воспитатель: Красная дорожка привела нас на Красную площадь.

Мы с детства запомнили эти слова,
Из нет прекрасней и проще.
Для города имя - город Москва,
Для площади – Красная площадь…
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Там путь пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
(И.Токмакова)

Воспитатель проводит беседу с детьми о том, были ли они на Красной площади, что запомнили и т.д. Детям предлагается нарисовать в память о празднике цветные дорожки. Дети выбирают себе лист тонированной бумаги и приступают к работе. После окончания работы, пока рисунки детей сохнут, воспитатель подзывает детей к себе.

Воспитатель: Наши «дорожки» действительно волшебные. Вот как весело мы с ними по Москве путешествовали. А чтобы было веселей – из них устроим карусель!

Все дорожки собираются, педагог перехватывает из пучка в середине, а дети парами подходят к каждому концу «дорожки» и один из них берет левой рукой. Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени». Дети двигаются вначале медленно, затем движение ускоряется и постепенно замедляется, и останавливается. Игра повторяется с другими детьми.

В это время взрослые устраивают выставку из детских работ, как бы дополняя оформление зала.

Праздник заканчивается раздачей памятных подарков.