Планирование занятий по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, декоративное рисование


Планирование работы во второй год обучения

Тема

Содержание

Материалы

Кол-во часов

Сентябрь

Декоративная роспись (беседа).
«Нарисуй, что хочешь»

Закрепить с детьми названия декоративных росписей: дымковская, городецкая, полхов-майдановская, филимоновская. Закрепить названия материалов, из которых сделаны предметы и игрушки.
Развивать воображение, творчество, умение создавать композицию из известных декоративных элементов.

Иллюстрации с изображениями разных предметов, дидактическая игра «Узнай роспись».
Гуашь, готовые формы, кисти.

1

Глиняные игрушки
«Филимоновская роспись»

Закрепить знания о филимоновкой росписи, обращать внимание на цветовую гамму и технику выполнения линий – без отрыва от листа. Обратить внимание на особенности расположения филимоновского узора в разных формах.

Изображение филимоновских игрушек, гуашь, силуэты разных предметов – барыня, олешек, барашек.

1

Глиняные игрушки
«Дымковская роспись»

Закрепить  знания о дымковской росписи, учить украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских барышень. Закреплять умение проводить прямые линии без отрыва, волнистые  линии, штрихи, круги, точки. Повышать интерес к созданию узора.

Силуэты дымковских барышень, гуашь, кисти, ватные палочки, картонные полоски.

1

Октябрь

Каргопольские
легенды.
Рассказ об истории
промысла.

Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить
рисовать элементы росписи, чередуя их по толщине и цвету. Развивать интерес к разным изобразительным материалам.

Гуашь, прямоугольный лист тонированной бумаги, полоска из картона, гуашь, ватные палочки.

1

Узор «Коврик» по мотивам каргопольской росписи

Познакомить детей с особенностями каргопольской росписи, элементами, цветами. Учить детей составлять узор на полосе, располагая элементы в определенной последовательности. Учить рисовать концом кисти, вести непрерывную линию.

Каргопольские игрушки, образцы узоров, тонированная бумага, гуашь, кисти, полоски картона.

1

Роспись каргопольской игрушки

Учить выбирать силуэт игрушки, самостоятельно задумывать композицию и реализовывать свой замысел, используя знакомые приемы рисования. Продолжать учить детей рисовать симметричную композицию, используя нетрадиционные материалы для рисования.

Силуэты игрушек, гуашь, тонкие кисти, нетрадиционные материалы для рисования по выбору детей.

1

«Сказочный листочек» (по мотивам каргопольской росписи)

Закрепить знания детей о каргопольской росписи, ее элементах. Учить самостоятельно задумывать композицию, симметрично располагать на силуэте листа. Учить использовать по желанию нетрадиционные материалы. Развивать чувство ритма.

Силуэт листочка, гуашь, тонкие кисти, нетрадиционные материалы – ватные палочки, картонные полоски, салфетки.

1

Сентябрь

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

«Городецкий конь»

Закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с техникой рисования городецкого коня. Формировать представления о стилизованных формах росписи. Учить сравнивать элементы росписи с реальной действительностью. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру средствами декоративно-прикладного искусства.

Силуэт доски, гуашь, простой карандаш, палитра.
Нетрадиционные материалы – ватные палочки.

1

«Сказочные цветы»

Вспомнить декоративные элементы городецкой росписи, показать разнообразие элементов узоров, закрепить умение смешивать краски в рисовании для получения оттенков – розового и голубого. Закрепить умение составлять узор вокруг нарисованного ранее коня. Развивать художественный вкус, прививать уважение к народному творчеству.

Силуэт доски, гуашь, простой карандаш, палитра.
Нетрадиционные материалы – ватные палочки.

1

«Городецкая птица»

Учить детей рисовать городецкую птицу, развивать творчество. Обращать внимание на элементы украшений птицы. Воспитывать аккуратность, развивать точность движений. Учить использовать нетрадиционные материалы.

Силуэт доски, гуашь, палитра, кисти, ватные палочки.

1

«Городецкий узор»

Учить создавать узор по мотивам росписи, используя ее элементы и колорит, располагать его вокруг птицы. Закрепить приемы рисования гуашью, смешивая цвета. Развивать эстетическое восприятие, творчество, самостоятельность.

Силуэты разных предметов – доски, кубышки, тарелки, гуашь, тонкие и толстые кисти, палитра.

1

Декабрь

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

«Волшебные кружева»
(беседа)

Рассмотреть с детьми кружева, рассказать о назначении кружев. Обратить внимание на повторение рисунка в кружевах.  Рассмотреть изображение старинной одежды, украшенной кружевами. Формировать представления о красоте одежды, украшенной кружевами.

Кружева, изготовленные из разных материалов, картинки с изображением одежды, украшенной кружевами.

1

«Кружевная полоса»

Учить детей работать концом тонкой кисти, развивать координацию. Упражнять в выполнении линии без отрыва кисти от бумаги. Развивать умение составлять узор из чередующихся элементов.

Тонкие кисти, полоски тонкого тонированного картона, белая, голубая, розовая, черная гуашь.

1

«Снежинка»

Учить детей рисовать одним цветом по выбору, создавать образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью прямые линии  в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания. Развивать самостоятельность. Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка.

Силуэты шестиугольников, гуашь, тонкая кисть, ватные палочки.

1

Узор в теплых или холодных тонах

Дать представления о теплых и холодных тонах, сочетаниях красок и оттенков в рисунке. Учить составлять композицию в теплых или холодных тонах, самостоятельно продумывая элементы росписи. Развивать чувство цвета,

Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, листы картона.

1

Январь

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

Сине-белое чудо
Гжели.
Рассказ о промысле

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского узора, сочетание цветов и оттенков. Учить называть предметы посуды и использование в быту. Учить смешивать цвета на палитре. Формировать эстетические чувства.

Гжельские изделия, картинки с изображением посуды.
Палитры, гуашь, кисти, листы бумаги.

1

«Цветок волшебной Гжели»

Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом. Учить рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать творческую активность, уважение к мастерам народных
промыслов.

Изделия Гжельских мастеров, образцы узоров. Гуашь, кисти, палитра, ватные палочки, ватные диски.

1

«Гжельская роза»

Закреплять знания о гжельской росписи. Учить рисовать элемент гжельской росписи – гжельскую розу,  составлять нужный оттенок цвета, дополнять изображение элементами. Продолжать учить детей рисовать концом кисти. Развивать творчество.

Изделия Гжельских мастеров, плакаты с изображением декоративных элементов, листы бумаги в форме круга, гуашь, тонкие кисти.

1

Февраль

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

«Салфеточка»

Закрепить знания детей о гжельской росписи, ее особенностях, колорите, составных элементах, композиции. Учить располагать на листе узор по краям и в середине, чередуя в определенной последовательности элементы. Развивать творческую инициативу. Закреплять умение рисовать концом кисти разные элементы росписи.

Изделия гжельских мастеров, плакаты с изображением последовательности рисования, гуашь, тонкие кисти, листы бумаги.

2

«Гжельский чайник»

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью на посуде. Обращать внимание на украшение разных частей чайника разными декоративными деталями. Закреплять умение рисовать ажурные украшения и кайму. Развивать декоративное творчество, самостоятельность.

Изделия гжельских мастеров, плакаты с изображением последовательности рисования, гуашь, тонкие кисти, силуэт чайника.

2

Март

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

Золотая Хохлома.
Рассказ об истории
промысла

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.  Формировать отношение к
произведениям народного искусства.

Изделия хохломских мастеров,
плакаты с изображениями элементов хохломской росписи.

1

 «Осочки, травинки,
капельки»

Продолжать знакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими
движениями основные элементы «травки» — осочки, травинки, капельки.

Плакаты с изображениями элементов росписи, тонкие кисти, листы тонированной бумаги, гуашь, тонкие кисти, ватные палочки.

1

«Хохломская
веточка»

Продолжать знакомить детей с росписью Хохломы; учить выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования тонкой кистью.  Учить красиво располагать на листе чередующиеся элементы.
Развивать эстетические чувства.

Демонстрационные материалы, форма круга, гуашь, тонкие кисти.

1

«Хохломской узор в полосе»

Обогащать и расширять знания детей о хохломской  росписи. Продолжать учить рисовать узор в полосе, выделяя новые элементы: ягоды, листья. Учить чередованию одного и того же элемента на завитке. Закреплять умение рисовать концом кисти травинки, реснички, усики.

Изделия хохломских мастеров,
плакаты с изображением элементов росписи.

1

Апрель

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

«У народных мастеров»

Закрепить у детей знания о народных промыслах. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму. Учить детей самостоятельно выбирать форму для рисования, краски, использовать в своем творчестве цвета и оттенки. Учить детей самостоятельно выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, фантазию.

Изделия хохломы, Гжели, Городца, Дымково, филимоновские и каргопольские игрушки. Силуэты разных предметов и игрушек, гуашь, кисти, нетрадиционные материалы.

2

Роспись пасхального яйца

Познакомит детей с русскими пасхальными традициями, учить расписывать пасхальные яйца. Совершенствовать умения детей в использовании нетрадиционных материалов. Закрепить умение располагать узор симметрично, чередуя детали и элементы узора.
Развивать самостоятельность.

Картинки с изображением расписанных пасхальных яиц,
гуашь, кисти, нетрадиционные материалы.

1

По замыслу

Предложить детям составить свою композицию из декоративных элементов. Упражнять в использовании различных технических приемах рисования. Закреплять умение подбирать цвета в соответствии с замыслом. Развивать эстетические чувства, интерес к народному творчеству.

Силуэты различных предметов, тонированные листы бумаги, гуашь, акварель, восковые мелки.

1

Май

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

«Узор для летнего платья»

Закрепить умение использовать полученные навыки для составления узора, применять технические приемы, составлять цветовые сочетания в соответствии с собственным замыслом. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность при выполнении работы.

Изобразительные материалы, силуэты разных предметов, тонированные формы в виде кругов, квадратов, прямоугольников.

1

«Платок с летним узором»

Учить составлять узор на квадрате в соответствии с замыслом, использовать в работе разные цвета и оттенки. Формировать умение выполнять задуманную композицию.

Акварель, восковые мелки, гуашь, кисти, ватные палочки. Тонированные листы квадратной формы.

1

«Чайная пара»

Учить детей работать в парах, распределять работу, согласовывать узор, подбирать цвета и составлять оттенки в соответствии с замыслом. Закреплять технические навыки рисования, умение использовать нетрадиционные приемы рисования и материалы.

Изображения посуды, нетрадиционные материалы для рисования, разные изобразительные средства.

1

Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, викторина «Веселая ярмарка»

Закреплять знания детей о разных видах росписи, называть некоторые элементы росписи, цвета. Формировать умение по фрагменту различать роспись и называть ее. Развивать интерес к народному творчеству, эстетический вкус. Способствовать применению своих навыков в рисовании.

Изделия мастеров, дидактическая игра «Народные промыслы», волшебный сундучок.

1

Литература

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.
  2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.
  5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.
  6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации.
  7. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятия.
  8. Н.Д. Кондели. Народное декоративно-прикладное искусство.
  9. С. Вдовиченко. Дети светлой краской красят мир.
  10. Т.Я. Шпикалова.  Изобразительное искусство.
  11. Н.В. Бородкина. Изобразительная деятельность в детском саду.
  12. А.П. Аверьянова. Изобразительная деятельность в детском саду.