Планирование работы во второй год обучения
Тема |
Содержание |
Материалы |
Кол-во часов |
||
Сентябрь | |||||
Декоративная роспись (беседа). |
Закрепить с детьми названия декоративных росписей: дымковская, городецкая, полхов-майдановская, филимоновская. Закрепить названия материалов, из которых сделаны предметы и игрушки. |
Иллюстрации с изображениями разных предметов, дидактическая игра «Узнай роспись». |
1 |
||
Глиняные игрушки |
Закрепить знания о филимоновкой росписи, обращать внимание на цветовую гамму и технику выполнения линий – без отрыва от листа. Обратить внимание на особенности расположения филимоновского узора в разных формах. |
Изображение филимоновских игрушек, гуашь, силуэты разных предметов – барыня, олешек, барашек. |
1 |
||
Глиняные игрушки |
Закрепить знания о дымковской росписи, учить украшать элементами декоративной росписи силуэты дымковских барышень. Закреплять умение проводить прямые линии без отрыва, волнистые линии, штрихи, круги, точки. Повышать интерес к созданию узора. |
Силуэты дымковских барышень, гуашь, кисти, ватные палочки, картонные полоски. |
1 |
||
Октябрь |
|||||
Каргопольские |
Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить |
Гуашь, прямоугольный лист тонированной бумаги, полоска из картона, гуашь, ватные палочки. |
1 |
||
Узор «Коврик» по мотивам каргопольской росписи |
Познакомить детей с особенностями каргопольской росписи, элементами, цветами. Учить детей составлять узор на полосе, располагая элементы в определенной последовательности. Учить рисовать концом кисти, вести непрерывную линию. |
Каргопольские игрушки, образцы узоров, тонированная бумага, гуашь, кисти, полоски картона. |
1 |
||
Роспись каргопольской игрушки |
Учить выбирать силуэт игрушки, самостоятельно задумывать композицию и реализовывать свой замысел, используя знакомые приемы рисования. Продолжать учить детей рисовать симметричную композицию, используя нетрадиционные материалы для рисования. |
Силуэты игрушек, гуашь, тонкие кисти, нетрадиционные материалы для рисования по выбору детей. |
1 |
||
«Сказочный листочек» (по мотивам каргопольской росписи) |
Закрепить знания детей о каргопольской росписи, ее элементах. Учить самостоятельно задумывать композицию, симметрично располагать на силуэте листа. Учить использовать по желанию нетрадиционные материалы. Развивать чувство ритма. |
Силуэт листочка, гуашь, тонкие кисти, нетрадиционные материалы – ватные палочки, картонные полоски, салфетки. |
1 |
||
Сентябрь |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
«Городецкий конь» |
Закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с техникой рисования городецкого коня. Формировать представления о стилизованных формах росписи. Учить сравнивать элементы росписи с реальной действительностью. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру средствами декоративно-прикладного искусства. |
Силуэт доски, гуашь, простой карандаш, палитра. |
1 |
||
«Сказочные цветы» |
Вспомнить декоративные элементы городецкой росписи, показать разнообразие элементов узоров, закрепить умение смешивать краски в рисовании для получения оттенков – розового и голубого. Закрепить умение составлять узор вокруг нарисованного ранее коня. Развивать художественный вкус, прививать уважение к народному творчеству. |
Силуэт доски, гуашь, простой карандаш, палитра. |
1 |
||
«Городецкая птица» |
Учить детей рисовать городецкую птицу, развивать творчество. Обращать внимание на элементы украшений птицы. Воспитывать аккуратность, развивать точность движений. Учить использовать нетрадиционные материалы. |
Силуэт доски, гуашь, палитра, кисти, ватные палочки. |
1 |
||
«Городецкий узор» |
Учить создавать узор по мотивам росписи, используя ее элементы и колорит, располагать его вокруг птицы. Закрепить приемы рисования гуашью, смешивая цвета. Развивать эстетическое восприятие, творчество, самостоятельность. |
Силуэты разных предметов – доски, кубышки, тарелки, гуашь, тонкие и толстые кисти, палитра. |
1 |
||
Декабрь |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
«Волшебные кружева» |
Рассмотреть с детьми кружева, рассказать о назначении кружев. Обратить внимание на повторение рисунка в кружевах. Рассмотреть изображение старинной одежды, украшенной кружевами. Формировать представления о красоте одежды, украшенной кружевами. |
Кружева, изготовленные из разных материалов, картинки с изображением одежды, украшенной кружевами. |
1 |
||
«Кружевная полоса» |
Учить детей работать концом тонкой кисти, развивать координацию. Упражнять в выполнении линии без отрыва кисти от бумаги. Развивать умение составлять узор из чередующихся элементов. |
Тонкие кисти, полоски тонкого тонированного картона, белая, голубая, розовая, черная гуашь. |
1 |
||
«Снежинка» |
Учить детей рисовать одним цветом по выбору, создавать образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания. Развивать самостоятельность. Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка. |
Силуэты шестиугольников, гуашь, тонкая кисть, ватные палочки. |
1 |
||
Узор в теплых или холодных тонах |
Дать представления о теплых и холодных тонах, сочетаниях красок и оттенков в рисунке. Учить составлять композицию в теплых или холодных тонах, самостоятельно продумывая элементы росписи. Развивать чувство цвета, |
Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, листы картона. |
1 |
||
Январь |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
Сине-белое чудо |
Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского узора, сочетание цветов и оттенков. Учить называть предметы посуды и использование в быту. Учить смешивать цвета на палитре. Формировать эстетические чувства. |
Гжельские изделия, картинки с изображением посуды. |
1 |
||
«Цветок волшебной Гжели» |
Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом. Учить рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать творческую активность, уважение к мастерам народных |
Изделия Гжельских мастеров, образцы узоров. Гуашь, кисти, палитра, ватные палочки, ватные диски. |
1 |
||
«Гжельская роза» |
Закреплять знания о гжельской росписи. Учить рисовать элемент гжельской росписи – гжельскую розу, составлять нужный оттенок цвета, дополнять изображение элементами. Продолжать учить детей рисовать концом кисти. Развивать творчество. |
Изделия Гжельских мастеров, плакаты с изображением декоративных элементов, листы бумаги в форме круга, гуашь, тонкие кисти. |
1 |
||
Февраль |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
«Салфеточка» |
Закрепить знания детей о гжельской росписи, ее особенностях, колорите, составных элементах, композиции. Учить располагать на листе узор по краям и в середине, чередуя в определенной последовательности элементы. Развивать творческую инициативу. Закреплять умение рисовать концом кисти разные элементы росписи. |
Изделия гжельских мастеров, плакаты с изображением последовательности рисования, гуашь, тонкие кисти, листы бумаги. |
2 |
||
«Гжельский чайник» |
Продолжать знакомить детей с гжельской росписью на посуде. Обращать внимание на украшение разных частей чайника разными декоративными деталями. Закреплять умение рисовать ажурные украшения и кайму. Развивать декоративное творчество, самостоятельность. |
Изделия гжельских мастеров, плакаты с изображением последовательности рисования, гуашь, тонкие кисти, силуэт чайника. |
2 |
||
Март |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
Золотая Хохлома. |
Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать отношение к |
Изделия хохломских мастеров, |
1 |
||
«Осочки, травинки, |
Продолжать знакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими |
Плакаты с изображениями элементов росписи, тонкие кисти, листы тонированной бумаги, гуашь, тонкие кисти, ватные палочки. |
1 |
||
«Хохломская |
Продолжать знакомить детей с росписью Хохломы; учить выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования тонкой кистью. Учить красиво располагать на листе чередующиеся элементы. |
Демонстрационные материалы, форма круга, гуашь, тонкие кисти. |
1 |
||
«Хохломской узор в полосе» |
Обогащать и расширять знания детей о хохломской росписи. Продолжать учить рисовать узор в полосе, выделяя новые элементы: ягоды, листья. Учить чередованию одного и того же элемента на завитке. Закреплять умение рисовать концом кисти травинки, реснички, усики. |
Изделия хохломских мастеров, |
1 |
||
Апрель |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
«У народных мастеров» |
Закрепить у детей знания о народных промыслах. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму. Учить детей самостоятельно выбирать форму для рисования, краски, использовать в своем творчестве цвета и оттенки. Учить детей самостоятельно выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, фантазию. |
Изделия хохломы, Гжели, Городца, Дымково, филимоновские и каргопольские игрушки. Силуэты разных предметов и игрушек, гуашь, кисти, нетрадиционные материалы. |
2 |
||
Роспись пасхального яйца |
Познакомит детей с русскими пасхальными традициями, учить расписывать пасхальные яйца. Совершенствовать умения детей в использовании нетрадиционных материалов. Закрепить умение располагать узор симметрично, чередуя детали и элементы узора. |
Картинки с изображением расписанных пасхальных яиц, |
1 |
||
По замыслу |
Предложить детям составить свою композицию из декоративных элементов. Упражнять в использовании различных технических приемах рисования. Закреплять умение подбирать цвета в соответствии с замыслом. Развивать эстетические чувства, интерес к народному творчеству. |
Силуэты различных предметов, тонированные листы бумаги, гуашь, акварель, восковые мелки. |
1 |
||
Май |
|||||
Тема |
Содержание |
Материалы |
Количество часов |
||
«Узор для летнего платья» |
Закрепить умение использовать полученные навыки для составления узора, применять технические приемы, составлять цветовые сочетания в соответствии с собственным замыслом. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность при выполнении работы. |
Изобразительные материалы, силуэты разных предметов, тонированные формы в виде кругов, квадратов, прямоугольников. |
1 |
||
«Платок с летним узором» |
Учить составлять узор на квадрате в соответствии с замыслом, использовать в работе разные цвета и оттенки. Формировать умение выполнять задуманную композицию. |
Акварель, восковые мелки, гуашь, кисти, ватные палочки. Тонированные листы квадратной формы. |
1 |
||
«Чайная пара» |
Учить детей работать в парах, распределять работу, согласовывать узор, подбирать цвета и составлять оттенки в соответствии с замыслом. Закреплять технические навыки рисования, умение использовать нетрадиционные приемы рисования и материалы. |
Изображения посуды, нетрадиционные материалы для рисования, разные изобразительные средства. |
1 |
||
Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, викторина «Веселая ярмарка» |
Закреплять знания детей о разных видах росписи, называть некоторые элементы росписи, цвета. Формировать умение по фрагменту различать роспись и называть ее. Развивать интерес к народному творчеству, эстетический вкус. Способствовать применению своих навыков в рисовании. |
Изделия мастеров, дидактическая игра «Народные промыслы», волшебный сундучок. |
1 |
Литература
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации.
- Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятия.
- Н.Д. Кондели. Народное декоративно-прикладное искусство.
- С. Вдовиченко. Дети светлой краской красят мир.
- Т.Я. Шпикалова. Изобразительное искусство.
- Н.В. Бородкина. Изобразительная деятельность в детском саду.
- А.П. Аверьянова. Изобразительная деятельность в детском саду.