Цели урока:
- сформировать понятие физической величины плотности вещества через физический эксперимент;
- организовать деятельность обучающихся по разработке собственной версии вывода формулы плотности вещества;
- создать условия для формирования:
- навыков прогнозирования результатов своей исследовательской деятельности;
- рефлексивных способностей по созданию применяемых способов исследования данной проблемы.
Методы обучения: эмпирический метод, частично поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
Постановка проблемы.
Опыт № 1. На столе лежит кирпич. Как используя только линейку определить его массу?
Затрудняетесь? Мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.
Опыт № 2. Возьмем два стакана с жидкостями одинакового объема.
Объем стаканов одинаковый. Как вы думаете, какими будут массы жидкостей? /- одинаковыми, разными/
Появились две точки зрения. Хорошо. В физике, что является подтверждением истинности того или иного высказывания? /опыт /
Давайте проверим ваши предположения опытом. /Учитель проводит взвешивание стаканов на весах./
Итак, опыт показал, что масса стаканов с жидкостями разная.
Ребята, почему тела равных объемов имеют разные массы?
Чтобы решить эту проблему, изучим новую физическую величину, плотность вещества. /сегодня на уроке с новой характеристикой вещества - плотностью/. Так какая тема сегодняшнего урока.
Тема нашего урока «Плотность вещества».
II. Формирование новых умений и навыков
1. Экспериментальная работа
В каждой группе определите массу и объем тела , изготовленного из картофеля , найдите отношение массы тела к его объему и запишите свои данные в таблицу на доске.
№ группы |
Масса, кг |
Объем, м³ |
Отношение массы к объему |
||
m/v |
округлите до |
||||
№1 |
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
2. Работа с таблицей
Проанализируйте данные нашей таблицы. Что вы можете сказать об отношениях массы тел к объему. (Оно равно примерно одному и тому же числу.)
Молодцы! Эту величину назвали – плотность вещества. (в нашем случае картофеля)
Что показывает это число? (массу картофеля в единице объема)
Еще раз повторю:
Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема.
Итак, что такое плотность? /Опрашиваю несколько учеников/
Теперь посмотрите на экран. И прочитайте, что такое плотность.
Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.
Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Плотность обозначается буквой греческого алфавита. (ро) ρ
Выведите формулу для плотности вещества.
/Используйте подсказку: Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объема./
Немного подумайте и скажите, какая будет формула.
Ρ = m/v
Молодцы!
Давайте прочитаем формулу. /Читают на экране/
Ребята, определим единицу измерения плотности.
/В чем измеряется масса в системе СИ?
В чем измеряется объем в системе СИ?/
Запишем единицу измерения плотности:
Проверьте это на экране.
Если плотность выражена в кг/м³, то ее можно перевести в 1 г/см³
Замените 1 кг/м³ в г/см³ / 1кг/1м³ = 1000/1000000=0.001 г/см³
Переведите 900 кг/м³ в г/см³
Всегда ли нам удобно определить плотность любого вещества?
Ученые экспериментально рассчитали плотности веществ и занесли данные в таблицы. Откройте учебники на странице 50 и рассмотрите таблицы плотностей некоторых веществ.
Найдите, какая жидкость имеет наибольшую плотность? (ртуть)
Чему равна плотность воды (1000 кг/м³)
Что показывает это число? (масса воды в 1 куб метре равна 100 кг.)
Чему равна плотность водяного пара?
Что показывает это число?
Найдите, используя таблицу, массу одного кубического метра льда.
Вода, лед, водяной пар, что их объединяет (одно вещество в разных агрегатных состояниях).
Сделайте вывод: одинакова ли плотность одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях.
Ваши предположения. Молодцы. Запишите этот вывод в тетрадь.
и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом.
Узнав, что такое плотность вещества как же используя линейку определить массу кирпича. (Надо линейкой измерить длину, ширину и высоту. Потом их перемножить найдем объем. Из таблицы плотности взять плотность кирпича и найдем его массу, умножив плотность на объем.)
А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и разрешить проблему: Почему при равных объемах масса молока больше массы воды.
Используя таблицу найдите плотность молока, плотность воды. Сравните их
- mм > mв
- рм > рв
Сделайте вывод: Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы, большей массе соответствует большая плотность.
III. Рефлексия
Сейчас проведем тестовую работу, так как это первое занятие по плотности, вы имеете право на ошибку. Проверка тестов покажет, как вы усвоили материал урока.
/Далее проверяем себя по кодограмме/
Поднимите руки те, у кого нет ошибок.
Подведем итог нашего урока
На уроке мы поставили проблему: Почему тела равных объемов имеют разные массы?
Провели экспериментальную работу на основании которой ввели понятие плотности вещества, сформулировали определение и разрешили поставленную проблему. Работая с текстом учебника рассмотрели плотности различных веществ, сделали вывод о плотности вещества в разных агрегатных состояниях.
Д/з §21, упражнение 7 (1.2).
Попробуйте решить задачу о кирпиче, используя знания полученные на уроке.
Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс. Перед вами наш знакомый лист настроения, отметьте настроение с которым вы уходите с урока:
- хорошее
- безразличное
- плохое