Технология дополненной реальности на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 3, 4

Ключевые слова: дистанционное обучение


 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
педагог Джона Дьюи

Технологии уже надолго вошли в нашу жизнь: кофе за нас варит кофемашина, умный пылесос самостоятельно выполняет уборку, стиральная машина стирает белье, мультиварка готовит нам завтрак, автомобиль самостоятельно разогревается к приходу водителя. А что же касается образования?

Образование, конечно, не может быть не охвачено технологиями, но пока развитие образования идет достаточно медленно. Тем не менее, современные первоклассники, дети нового поколения, «цифровые аборигены» владеют гаджетами почти с пеленок, уже с первого дня обучения в школе они приносят различные устройства в школу и не находят им лучшего применения кроме игр. А что могут им предложить учителя? Зачастую учителя ничего кроме простой презентации в Microsoft PowerPoint предложить не могут, в результате чего у учащихся теряется всяческий интерес к обучению, снижается успеваемость.

Найти факты, которые пытается донести учитель, современный ученик может и самостоятельно в Интернете.

В данном случае, учитель перестает быть скучной ходячей энциклопедией, роль учителя – роль тьютора, консультанта, сопровождающего ученика на пути его развития, помогающего ученику самому изучить окружающий мир

Обычно в кабинетах ученика окружают обучающие плакаты, портреты ученых, творческие работы других детей. Дополненная реальность помогает преобразовать образовательную среду в интерактивное обучающее пространство ученика, в котором он может потрогать, покрутить, «оживить» пусть даже те же обучающие плакаты, как в известном фильме о юном волшебнике Хогвартса и самостоятельно изучить их посредством всех органов восприятия.

А как могут использовать телефон на уроках в школе?

Согласно определению Рональдо Азума, дополненная реальность включает в себя три характеристики:

  • Объединяет реальный и виртуальный миры;
  • Интерактивна в режиме реального времени;
  • Обеспечивает распознавание в трёх измерениях (3D)

Основным преимуществом данной технологии является универсальная индивидуализация обучения за счет воздействия на все органы восприятия, что позволяет каждому ученику с разными типами восприятия информации овладеть ею на необходимом уровне.

Каждый ученик обладает своим стилем изучения информации: кинестетикам важны прикосновения, визуалам необходимо зрительно воспринимать информацию, аудиалы лучше воспринимают информацию на слух. Таким образом, технология дополненной реальности позволяет превратить каждого ученика из объекта получения знаний в субъекта обучения. Она позволяет учащимся «оживлять» картинки, превратить фантазию в реальность.

Цель:  Чего я хочу добиться в итоге?

Повышение качества обучения по окружающему миру в начальной школе через формирование положительной мотивации к учебному процессу

Задачи:

  • Изучить приложения «дополненной реальности» для мобильных устройств.
  • Произвести выборку мобильных приложений, которые могут быть использованы в ходе реализации программы по окружающему миру.
  • Проанализировать наличие мобильных устройств у обучающихся и цель их использования (анкетирование, беседы с родителями на собрании)
  • Получить согласие родителей на использование мобильных устройств в образовательном процессе.
  • Выбрать темы, при изучении которых будут использоваться  приложения с технологией «дополненная реальность»
  • Использовать приложения с технологией «дополненная реальность» в процессе изучения предмета «окружающий мир».

На данный момент по-настоящему качественных Интернет-сервисов и приложений дополненной реальности не так много. Вашему вниманию представляется топ-3 лучших приложений и Интернет-сервисов (два в одном) для смарт-устройств.
HP Reveal (ранее Aurasma) - для связи необходимого изображения с анимацией или видеороликом, данное приложение позволяет «оживлять картинки».

ARGIN (AR2017) – для связи маркера (изображения или его части) с любым видом контента: видео, изображение, интерактивное изображение, слайд шоу. Данное приложение позволяет распространять образовательную среду и получать фидбек от ее участников.

DEVAR - это образовательное приложение для детей с технологией дополненной реальности (AR), предназначенное для обучения и развития. В AR приложении DEVAR вы найдете 4D персонажей, AR эффекты, игры и анимации в дополненной реальности и многое другое!

ASTAR -  приложение для устройств на платформе Android, которое позволяет расширить границы восприятия текстовой информации через технологию дополненной реальности.
ARLOOPA - лидер в революции дополненной реальности с 3 основными функциями AR, сканированием на основе маркеров, отслеживанием без маркеров, опытом на основе геолокации.

Следует заметить, что все представленные приложения поддерживаются платформами IOS и Android.

К сожалению, учебников для начальной школы с дополненной реальностью пока нет. Но есть книги  компании «Девар Медиа», издательство «АСТ»: Мир животных планеты, Микромир, Занимательная физика, Энциклопедии, анатомия – энциклопедия, азбука и др. С дополненной реальностью, которые можно использовать на данных уроках.

При изучении «окружающего мира»   можно использовать  следующие приложения «дополненной реальности»: Star Walk (изучение звездного неба), Satellite Trackeк (знакомство со спутниками и МКС) , SketchAR (зарисовка иллюстраций, объектов), Anatomy 4D (изучение строения человека), Augment: дополненная реальность (модель Земли, Строение человека, Животноводство и др.)

В заключение, необходимо упомянуть о возможных рисках, с которыми столкнется учитель в своей работе. Все риски можно условно классифицировать на три важных направления: педагогические риски, технические риски и образовательные риски.
Педагогические риски подразумевают проблемы, связанные с личными качествами учителей.

Технические риски связаны с проблематикой в области оснащения, работы устройств и Интернет-соединения. Технические проблемы, которые могут возникнуть со скоростью Интернет соединения, работой приложения, так или иначе, неизбежны.

Образовательные риски представляют собой проблемы в процессе обучения. К данной группе проблем также относится и проблема нежелательного контента, рассмотренная выше. Чрезмерное использование приложений или Интернет-сервисов может повлечь за собой потерю самой цели урока или нарушить нормы СанПин. Решение данной проблемы кроется в тщательной, продуманной подготовке урока. Добавляя какой-либо контент в инновационную образовательную среду, старайтесь всегда критически оценивать вид, форму и содержание среды.

Таким образом, технология дополненной реальности поможет преодолеть барьер для ученика на пути получения знаний. А вот эксперимент с дополненной реальностью поможет проникнуть как в процессы, происходящие в микромире (на уровне клеток, молекул и атомов), так и в макромире (например, на уровне галактик), невидимые в обычных условиях.

Очевидно, что технология дополненной реальности пока находится в стадии развития. Вместе с быстрыми темпами развития IT-технологий будут развиваться, в частности, и AR-технологии. Одним из главных факторов развития AR-технологий является высокий потребительский спрос на продукцию этого направления. В ближайшее время мы увидим эффективность дополненной реальности во всех сферах жизни.

Считаю, что технология дополненной реальности повысит познавательную активность учащихся, формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, развивает творческое мышление, учит самооценке, расширяет методический инструментарий учителя, стимулирует поиск, инициативу.