Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности.
Направление: художественное творчество.
Срок реализации: 1-2 года.
Возраст обучающихся: 9-11 лет.
Программа «Юный художник» может быть использована в кружковой работе, во внеурочной деятельности. Она адресована учителям начальных классов, работающих в городе и в сельской школе, а также преподавателям дополнительного образования по изобразительному искусству.
В ней представлены:
- Содержание программы
- Тематическое планирование
- Календарно-тематическое планирование.
Форма календарно-тематического планирования представлена в виде развёрнутой таблицы. В которой указаны и подробно раскрыты следующие разделы:
- Тема
- Цель
- Теория
- Практика
- Материал
- Литература
- Методы проведения.
Педагогу будет удобно использовать предложенный материал при подготовке к занятию. Кроме этого предлагается раздел «конечный результат». В нём рекомендуется, с учётом современных требований к образованию, указывать достижение детей на каждом занятии. То есть, что получилось, над чем надо ещё поработать, что можно предложить на следующем занятии, чтобы улучшить результат. Также можно указывать в разделе «методы проведения» приёмы авторов известных образовательных технологий, что облегчит труд педагога при подготовке к аттестации.
При составлении рабочей программы необходим раздел «Планируемые результаты изучения программы». [1]
Обучающиеся научатся:
− будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
− начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
− сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
− появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
− установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
− будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
− овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства;
− давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
− получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
− научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
− будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
− смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание программы
Вводное слово. (1ч)
Скульптура. (5ч)
- Что такое скульптура?
- Лепка цветов с натуры (венчик).
- Лепка цветов по памяти и представлению.
- Лепка корзины с фруктами по памяти и представлению.
- Лепка посуды с натуры.
- Лепка посуды по памяти и представлению.
- Лепка животных по памяти и представлению.
Обучение рисованию с натуры, по памяти и по представлению. (10 ч.)
- Экскурсия в сад, поле или лес. Выполнение набросков с натуры: осеннего дерева.
- Осенний пейзаж в тёплой гамме.
- Поздняя осень в пасмурную погоду.
- Гроза.
- Извержение вулкана.
- Природные стихии в произведениях композиторов, художников, поэтов.
- Рисование с натуры натюрморт с фруктами (рисунок в цвете).
- Рисование с натуры икебаны.
- Рисование с натуры предметы быта (кружка, банка…)
- Наблюдение за первым снегом. Экскурсия.
- Рисование на тему «Первый снег».
- Рисование на тему «Моя деревня зимой».
- Зимняя сказка.
- Зимние забавы.
Новогодние подарки. (14ч)
- Карнавальная маска «Бабочка».
- Карнавальная маска «Кошечка».
- Карнавальная маска «Сова».
- Новогодняя открытка.
- Новогодняя открытка «Дед Мороз».
- Новогодняя открытка «Снегурочка»
- Новогодняя салфетка.
- Рождественский венок.
- Игрушка «Ёлочка».
- Сундук Деда Мороза.
Обучение рисованию на темы окружающей жизни и иллюстрированию сказок, басен, стихотворению, былин, легенд, мифов, рассказов. (10ч)
- Эскиз одежды для героев сказки «Золушка» Перро.
- Иллюстрирование мифов и легенд.
- Иллюстрирование былин «Вольга и Микула», «Волх Всеславович».
- Иллюстрирование рассказа «Кавказкий пленник» Толстой Л.Н.
- Иллюстрирование басни «Ворона и Лисица».
- Иллюстрирование песен.
- Иллюстрирование стихов знаменитых поэтов.
Подарки для рыцарей. (2ч.)
- Мягкая игрушка.
Подарки мамам.(2ч.)
- Аппликация из ткани
Обучение декоративному рисованию. (10ч.)
- Импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенцах, росписях и резьбе по дереву.
- Конструкция и декор предметов народного быта.
- Народная праздничная одежда.
- В русской избе.
- Гравюра.
- Изготовление отпечатков «Народный мотив».
- Гжельская роспись.
- Хохлома.
- Жостовская роспись.
Обучение рисованию с натуры (пейзаж, натюрморт, портрет) (14ч.)
- цветочный натюрморт;
- весенний пейзаж (наброски);
- сельский пейзаж;
- городской пейзаж;
- морской пейзаж;
- портрет;
- виды портретов;
- наброски фигур человека в движении;
- оформление работ.
Список литературы
- Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. и др. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2015.