Социализация одаренных и талантливых детей в условиях современной жизни

Разделы: Технология, Социальная педагогика

Ключевые слова: одаренные дети, Социализация одаренных и талантливых детей


Введение

Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии не утрачивает своей актуальности на протяжении многих десятилетий. В последние годы она усугубилась социальным расслоением общества в условиях кардинальных социально-экономических преобразований. При этом во многих случаях уделяется недостаточное внимание вопросам своевременного выявления спектра наиболее значимых личностно-индивидуальных проблем ребенка, определение их психологической структуры и вероятного генезиса. Между тем, именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребенка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации.

Социальная адаптация – это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социальную адаптацию рассматривают, с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса.

Успешность адаптации зависит от свойств среды и индивида. Успешность процесса социальной адаптации, то есть степень выраженности адаптированности личности, может быть высокой, средней или низкой. Чем выше уровень адаптированности личности к данной социальной среде, тем выше уровень ее автономности относительно этой среды.

 В 6-7 лет при благоприятной социальной ситуации создается круг интересов, связанный со стремлением принадлежать к организованному человеческому сообществу, занимать в нем определенное место. Резко возрастает ценность всего, что символически принадлежит к коллективу, а мнение учителя начальных классов превышает по значимости родительское. В этом возрасте нужно побуждать в детях стремление задумываться над своим положением в коллективе, нужно развивать уверенность в способности достигать успеха. Долг родителей и учителей состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую социальную среду, разделить с ним ответственность за успехи.

Социальная адаптация – приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения, социализация – непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит от влияния родителей и других взрослых (дома и в школе). Они способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

В большинстве школ и в обществе в целом существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная, видимо, с недопониманием их уникальности. В школах, как правило, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и осознании собственной ценности и уникальности очень велика и слишком часто не удовлетворяется.

Наша действительность пронизана антиинтеллектуализмом, мы не принимаем юных умников. Никто точно не может сказать, почему спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, а высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных детей.

В школьном возрасте таких детей насчитывается всего 3-5 %, и они, как правило, лишены необходимой поддержки. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытие, но, к сожалению, по-настоящему это стали понимать совсем недавно.

Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.

Одаренность бывает различной, но общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Они любят умственный труд. Это эмоциональные, часто вспыльчивые, с повышенной познавательной активностью дети. У одаренных детей врожденное повышенное чувство юмора. Чаще у таких детей особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер "зазнайства".

Немаловажная проблема, стоящая на пути развития одаренного ребенка это особое восприятие окружающего мира, а также общества, в котором он растет.

У одаренных школьников уже на ранних этапах школьного обучения возникают трудности, связанные с тем, что у них достаточно рано формируется зона особых интересов - на школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у такого ребенка просто не остается ни времени, ни желания.

Многие педагоги требуют приводить в школу "стандартного", "удобного" ребенка. В результате страдают не только родители, но и дети, для которых становится главным не выделяться, не выглядеть "белой вороной". Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формировании личности.

Проблема личностного развития, одаренных детей приводит к трудностям общения с окружающим обществом, в дальнейшем к социальной некомпетенции. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же, в свою очередь, чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются.

Одаренный ребенок нуждается в помощи организации его жизнедеятельности. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи одаренным детям, является проблема волевых навыков (саморегуляция).

Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Волевые навыки формируются и развиваются в деятельности и общении. Эти развития и изменения носят возрастной характер.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом.

По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в "группу риска", наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков.

Как бы ни был одарен ребенок, он остается ребенком, нуждающимся в учении. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Необходима профессиональная помощь специалистов, воспитателей детских садов, учителей, социальных работников. Талантливым детям необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности воспитателей и учителей, социальных педагогов и психологов, на плечи которых ложится вся тяжесть работы по выявлению, воспитанию, обучению и устранению причин и условий, способствующих асоциальному развитию одаренного ребенка, причин его девиантного поведения.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня -  это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за самореализацию существует.

Сущность понятия "одаренность". Виды. Характеристики и причины уязвимости одаренных детей

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность.

В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова одаренность - талантливость, даровитость, та или иная степень ее.

Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек.

Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом словосочетании - "детская одаренность", здесь проявляется принципиально иная психолого-педагогическая проблема, где одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, дар природы.

Ученые выделяют различные формы проявления одаренности, к ним относятся:

  • Социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье;
  • Художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая) одаренность изучена больше всего;
  • Психомоторная одаренность представляет собой исключительно спортивные способности;
  • Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем;
  • Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, сопоставлять факты, мыслить. В семье это умник или умница, в школе это отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному - двум предметам, и не успевает по остальным;
  • Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленной цели, как правило, не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Необходимо вовремя заметить и помочь такому ребенку;
  • Скрытая одаренность, к этой категории относятся:
  • Фанатики - дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков, для которых школа является помехой;
  • Лентяи - впитывают любую информацию, но не хотят применять ее на деле;
  • Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя;
  • Невротики или психопаты, которые постоянно конфликтуют в семье и с окружающими их людьми.
  • Чудаки или странные - это спокойные мягкие дети, которым чужды любые конфликты.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, социальных педагогов, воспитателей.

Одаренность определяется, как правило, тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим познавательным развитием, психологическим развитием и физическими данными.

 Опережающее познавательное развитие проявляется уже на раннем этапе жизни. Еще в трехлетнем возрасте одаренные дети с легкостью могут следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, такие дети очень любопытны, обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, владеют необычайной внимательностью.

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, отсюда исходит любовь к коллекционированию.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку.

Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе, так как большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким порогом отключения", то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

Однако в силу небольшого жизненного опыта одаренные дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться самостоятельно. В данном случае необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Говоря о физическом развитии, можно отметить, что существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый, это тощий, маленький, бледный "ботаник" в очках. Другой же говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если расширить диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, можно увидеть, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка.

Замечено, что талантливых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие характеристики:

  • Развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;
  • Широкая система личных ценностей: устанавливают высокие требования к себе и окружающим и быстро откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;
  • Яркое воображение. Все дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут различить реальность и фантазию, однако у одаренных детей это выражено особенно ярко, они настолько развивают и раскрашивают свои фантазии, что буквально сживаются с ними. Такое воображение рождает несуществующих друзей, желанных братика или сестренку, яркую, фантастическую жизнь. Уже, будучи взрослыми людьми многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. Нет различия между реальностью и фантазией;
  • Чувство юмора, является одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека;
  • Преувеличенные страхи и повышенная чувствительность, как результат неуемного воображения;
  • Недостает эмоционального баланса, одаренный ребенок нетерпелив и порывист;
  • Эгоцентризм проявляется в любом толковании событий и явлений, происходящих с одаренным ребенком дошкольного возраста.

Данные психологические характеристики рождают ряд проблем одаренных детей.

Несоответствие учебной программы (скучная, неинтересная) требованиям и способностям одаренного ребенка приводит к нарушениям в поведении таких учеников, отсюда возникает неприязнь к школе.

Такая проблема как игровые интересы приводит к изоляции одаренного ребенка, он уходит в себя, и все это от того, что одаренным детям не нравятся игры сверстников со средними способностями, они ему не интересны.

Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений), особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Высокий интерес к таким явлениям как смерть, загробная жизнь, религиозные верования приводит к погружению в философские размышления.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием мешают реализовать лидерские качества одаренных детей, так как они часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, уступая последним в физическом развитии.

Изучая причины уязвимости одаренных детей, американский ученый Уитмор привел следующие факторы:

  • Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано;
  • Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка;
  • Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать;
  • Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такие дети считаются гиперактивными, отвлекающимися;
  • Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания;
  • Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В "Рабочей концепции одаренности" одаренность представлена как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Таким образом, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Такое определение позволяет определить одаренность как системное качество, включающее мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции.

Трудности социальной адаптации одаренного ребенка

Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая зрелости.

 Однако существуют и противоположные утверждения, которые описывают чрезвычайные трудности, и маленьких, и более взрослых вундеркиндов в социальных взаимодействиях, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевки и унижение.

По выражению К.Юнга, "одаренный человек - это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной меры". А это не может не порождать некоторой настороженности и в обществе в целом, и в большинстве школ, и в среде сверстников.

Часто в научной литературе речь идет об особых трудностях одаренных, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу.

Рассмотрим трудности в общении одаренных подростков с родителями, учителями и сверстниками.

Чрезвычайно важными для развития ребенка являются отношения в семье. Семейные отношения традиционно являются достаточно затрудненными в ранней юности. Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми.

Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано особенностями домашнего окружения, обучения и воспитания.

Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей, точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Родители должны спросить себя: "Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?" Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.

Однако не все родители гордятся своим ребенком, сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Они не хотят, чтобы ребенок выделялся, чтобы был "белой вороной". Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все", "- Главное, чтобы дети были "нормальными".

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в школе, уже научились вести себя "как все" и не выказывать свои таланты, фальсифицировать собственное "Я".

В других семьях, наоборот, чрезвычайные детские способности принимаются, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей, его охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Тем самым подогревают детское тщеславие, что может привести к недостатку самокритичности и к трудностям в общении со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Итак, данное суждение позволяет выделить две крайности: одна - игнорирование, а иногда даже подавление необычайно высокого уровня познавательной и творческой активности, другая - искусственное ускорение развития, предъявление чрезмерных требований и даже вмешательство в учебный процесс, что само по себе провоцирует конфликты.

Тогда в погоне за достижениями утрачивается ценность самого ребенка. Чрезмерные же требования могут провоцировать развития чувства вины перед родителями за то, что реальные достижения не всегда соответствуют (по мнению родителей) возможностям; страха не оправдать надежд родителей, особенно матерей.

Особенно ярко проявляется это в отношении одаренных девочек. Высокая чувствительность к социальным ожиданиям, высокоразвитая способность к социальной адаптации и склонность к самопринижению заставляют их строить жизненные планы на основе высказываемых или скрытых ожиданий окружающих без учета своих интересов, способностей, желаний.

Однако ряд исследований говорит о том, что отношения в семьях одаренных более благополучные, чем у их сверстников. Отношения родителей к детям достаточно адекватны. Малая конфликтность отношений одаренных в семье объясняется несколькими факторами. Как правило, это семьи, где родители сами имеют хорошее образование, где образование является ценностью, где развитию детей уделяется много внимания, ребенку оказывается поддержка, как в интеллектуальной деятельности, так и разрешении проблем во взаимодействии с окружающими.

Важным моментом для отсутствия затруднений в семейных отношениях является, как правило, хорошая успеваемость одаренных детей, увлеченность делом и отсутствие склонности к асоциальным проявлениям.

Перед родителями одаренных детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений.

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Развитие личности одаренных детей вызывает тревогу, как у родителей, так и у педагогов. Процесс воспитания и обучения может не только способствовать предотвращению нежелательных явлений в развитии аффективной сферы, но и выполнять корректирующие функции.

В целом процесс обучения и воспитания одаренных школьников требует организации всей окружающей обстановки. Учебная деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ребенка, а не только его когнитивных способностей. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку.

Специалисты придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. В таких программах особое внимание должно уделяться развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Одной из форм воспитания и обучения одаренных детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.

В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях.

Отношения с учителямихарактеризуются неоднозначностью и чаще зависят от личности самого учителя и от того, понимают ли учителя своеобразие одаренных учащихся и имеют ли опыт работы с ними. Несомненно, что своим особым, "странным" видением мира одаренный ученик создает некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю.

В работе с одаренными детьми следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, воспитывать терпение и ненавязчивость.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь.   Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом - Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе, здесь нужна помощь специалиста.

Педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку:

  • права приобретать собственный познавательный опыт;
  • права быть субъектом собственной деятельности. То есть приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться "самим собой".

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении.

Сверстники относятся к одаренным детям по-разному. Сравнительная легкость усвоения учебного материала, уверенность в своих силах - "чувство хозяина ситуации" привлекают к ним окружающих. Однако как чрезвычайно высокий интеллект, так и особенности личности одаренных порождают некоторую настороженность и даже отдаление сверстников - одаренными гордятся, но "держат дистанцию".

Такие дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Что приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть "как все", избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Не только потому, что некоторые соученики агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими, в компаниях.

Одаренным с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Исследователи считают такое положение вещей является следствием отсутствия равноправного общения, которое могло бы развить способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли, чувства с действиями, мыслями, чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях, и которое снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях, способствует формированию социальной чувствительности". С отсутствием равноправного общения связана и трудность в нахождении близких по духу друзей. Итак, трудности одаренных детей во многом зависят от позиции социального окружения, что приводит к трудностям в общении, которые в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с одной стороны, они могут служить "индикаторами" одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой - могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями.

Способы поддержки одаренных детей

Мы видим, что жизнь вундеркинда полна трудностей. Задача, стоящая в этом плане перед родителями и педагогами в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка.

Чтобы уменьшить тревоги и помочь вам черпать радость в воспитании одаренных детей можно придерживаться следующего:

  • Во-первых, не ограничивать ребенка школьными рамками, а развивать его интересы и ставить перед ним новые, увлекательные задачи;
  • Во-вторых, следует уделить особое внимание проблеме развития и воспитания, искать информацию, как в литературе, так и в общении со специалистами;
  • В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы.

В свое время Джон Гауэн предложил целую серию полезных советов воспитателям и родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей. Они сводятся к следующему:

  • Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями;
  • Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;
  • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они покажутся дикими или «за гранью»;
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество;
  • Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценить других;
  • Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим);
  • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска. Пусть он сохраняет свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет;
  • Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение;
  • Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного;
  • Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею;
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны;
  • Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие;
  • Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников;
  • Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что очень важно верить в способности таких детей. Очень важно, чтобы эти дети получили поддержку со стороны родителей, близких людей и педагогов. Несмотря на свой дар, свою особенность и уникальность, им очень сложно бывает адаптироваться в социальной среде. И только взрослый человек способен заметить проблему и решить ее, при этом дав способностям раскрыться, а не загубить «маленькое чудо…»

Мнение автора может не совпадать с мнением большинства.

Список использованных ресурсов

  1. https://childdevelop.ru/
  2. https://cyberleninka.ru/
  3. https://kopilkaurokov.ru/