Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Класс: 8


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  • Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ №9»;
  • Программой внеурочной деятельности авторы Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина. Просвещение, 2014.
  • Программой внеурочной деятельности авторы Д.В.Григорьев, П.В.Степанов;
  • С учебным пособием. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. В 2-х ч. ; под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой.-М.; СПб.: Просвещение,2020;
  • С учебным пособием. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-М. ; СПб.: Просвещение,2020.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» в 8-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цель: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего мира и нравственному саморазвитию личности школьника.

Задачи:

  • создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих понятий и базовых национальных ценностей;
  • обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
  • формирование высокого уровеня активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения проблем;
  • развитие позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности, с родителями и другими членами семьи;
  • формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
  • создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.

Планируемые результаты освоения:

Личностные результаты включают

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию нового;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы; 
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
  • способность принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • предвосхищать результат;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Коммуникативные УУД

  • ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУД

  • поиск, запись, фиксация информации об изучаемых понятиях и явлениях;
  • установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • определять и формулировать цель в совместной работе;
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
  • осознавать свою ответственность;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
  • учиться наблюдать и осознавать происходящее.

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учиться контролировать свою речь и поступки;
  • учиться толерантному отношению к другому мнению;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
  • формулировать своё собственное мнение и позицию;
  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Ученик научится:

  • правилам поведения, общения, правилам ведения диалога и дискуссии;
  • толерантному отношению к другим людям;
  • уважительно относиться к своей семье, сверстникам, старшим, людям разных национальностей и конфессий;

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать правильность поведения людей в обществе;
  • наблюдать и оценивать явления общественной жизни;
  • моделировать правильное поведение в различных ситуациях;
  • оценивать себя, свои возможности и способности;
  • продумывать пути самосовершенствования, самореализации в различных сферах.

Основное содержание программы

Нормы и правила межличностного общения. (5ч)

Человек среди людей.  Может ли человек прожить один?  Правила культуры общения. Речевая культура. Общение с людьми как искусство. Правила публичного выступления. Правила этикета. Правила поведения в общественных местах. Правила общения со сверстниками, родителями. Уважение к старшим, пожилым людям. Волонтерская акция «Почта добра».

Мы живем среди людей. (7ч)

Мы и наши соседи. Соседи по дому. Правила взаимоотношений с соседями, одноклассниками. Страны-соседи. Государства – соседи России. Россия – многонациональная страна. Традиции разных народов. Россия – многоконфессиональная страна. Религия. Толерантность. Акция «Мы разные, но мы дружим». Коллективный творческий проект «Россия – многонациональная страна». Посещение школьного музея. Литературная игра «У русской печки».

Права ребенка. (5ч)

Права ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конституция Российской Федерации — документы, в которых раскрыты мои права. Викторина «Что я знаю о Конституции». Образование в мире: право и бизнес. Конкурс рисунков и плакатов «Мои права. Мои обязанности». Устав школы. Устав класса. Права и обязанности школьника. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Общественные организации, их назначение.

Нравственные ценности и мораль. (5ч)

Нравственные ценности. Нравственные нормы. Главные понятия морали. Совесть. Справедливость. Ответственность. Гуманизм. Жизненные цели. Смысл жизни. Дискуссия «Что значит быть счастливым человеком?». Семейный очаг. История моей семьи. Традиции в моей семье. Фотовыставка «Я и моя семья».

Личность. Саморазвитие и самовоспитание. (5ч)

Личностью не рождаются – личностью становятся. Что значит быть личностью? Исследование особенностей личности. Предпосылки развития личности. Формирование личности. Воспитание в себе положительных черт и борьба с нежелательными чертами личности. Влияние семьи и общества на формирование  личности. Понятие «культура».  Материальная и духовная культура.

Выбор позиции. (8ч)

Проблемы личности и коллектива. Кто я? Проблема осознания себя среди других людей и своего места, назначения в обществе. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. «Я выбираю спорт вместо пагубных привычек». Мир моих увлечений. Конкурс презентаций «Мои увлечения, хобби, таланты». Мир профессий. Рынок труда. Понятие о востребованных профессиях. Современные профессии и их специфика. Как выбрать профессию. Знакомство с понятиями «резюме», «собеседование». Подведение итогов. Круглый стол «Самая интересная тема».

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ /Москотельникова Н.В./
«31» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
учителей истории и общественных дисциплин,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «28» августа 2020 г.
Руководитель ШМО _____________ /Крючков В.М./