Обогащение словаря детей с ОНР прилагательными и глаголами

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с ОНР


При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушении в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с именем существительным. Эти окончания будут различными при согласовании прилагательного с существительными м, ж, ср. рода, а также при согласовании с существительными мн. числа.

  1. «Исправь ошибку Незнайки»
    - Я вижу синий шары
    - Я рисую красный карандаш
  2. «Какой это предмет?» (с мячом)
    Зеленое – яблоко, дерево
    Зеленая – трава, бумага
  3. «Какого цвета?»
    Карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед показывает цвет, а дети находят на карточках предмет этого цвета и называют:
    - У меня красная шапка
    - У меня красный шар
  4.  «Юный художник»
    Рисунок через трафарет, а ребенок говорит:
    - У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красный карандаш или красную краску.
  5.  «Назови ласково»
    - Цветок красный, а цветочек красненький
    - Чашка синяя, а чашечка синенькая
  6. «Что из чего?»
    - Стакан из стекла – стеклянный
    - Мяч из резины – резиновый
  7. «Правильно назови листья»
    Лист дуба – дубовый
  8. «Чьи хвосты?» «Ералаш»
    Хвост собаки – собачий
  9. Придумать, как можно больше слов:
    солнце (какое?)
    трава (какая?)
    листья (какие?)

Игры и упражнения для наработки глагольного словаря:

  1. Дифференциация сов.-несов. вида
    где мыла – а где вымыла
    рисует – нарисовал
  2. «Чем отличаются слова?»
    умывает – умывается
    купает – купается
  3. «Добавь слово» (по картинкам)
    в клетку птичка… (влетает)
    из клетки… (вылетает)
  4. «Что делают…?»
    топором…
    ножом…
    водой…
  5. Глаголы ед. и мн. числа
    «Отгадай по действию» (по показу)
    Он идет – они идут
    Он поет – они поют
  6. Придумать как можно больше слов (по тематике)
    солнце (что делает?)
    листья (что делают?)
  7. Игра «Отгадай, кто это?»
    - сторожит, грызет, лает – кто это?
    - мычит, жует, ходит – кто это?
  8. «Что какие звуки издает?»
    дверь – скрипит
    машина – гудит
  9. «Кто как движется?»
    утка (ходит, плавает, летает)
  10.  «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Формирование грамматического строя – это постоянный, непрерывный процесс, таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Исправления грамматической ошибки – это лишнее подкрепление знаний не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

Работа вне занятий – это работа в основном по исправлению ошибок детей. Если ошибка грубая, то можно правильную форму слова сказать самой. А иногда достаточно сказать «ты сказал неправильно, исправься».

Обогащение глагольным словарем и словарем слов-признаков идет:

1. При одевании и раздевании детей:

- что делаем? (завязываем, застегиваем, расстегиваем, одеваем, обуваем, шерстяная)

2. Мытье рук: намыливаем, смываем, вытираем, мыло душистое, пенное; полотенце красивое, мягкое)

3. В игре:

- игрушки какие? (деревянные, металлические, меховые, резиновые)

- что делаем? (строим, катаем, одеваем, кормим и т.д.)

Часто приходится исправлять речь самих родителей, которые неправильно употребляют ту или иную грамматическую категорию.